Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Цифровизация и финансовая грамотность: точки соприкосновения. Цифровизация финансовых услуг: зло или благо?

454
(0 голосов)

Цифровые финансовые услуги становятся частью повседневной жизни россиян. Одна из самых популярных услуг – перевод денежных средств по номеру телефона с помощью мобильного приложения. По данным опросов, этой возможностью используется более половины населения нашей страны. Также широко распространена оплата коммунальных и иных услуг через банковские приложения. Активно осваивают наши граждане подачу заявок онлайн на открытие банковских (кредитные карты, депозиты), инвестиционных (открытие брокерских и индивидуальных инвестиционных счетов) и страховых продуктов.

Разнообразные цифровые сервисы больше всего используют молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет, руководители и квалифицированные специалисты с доходом выше среднего по стране (согласно результатам исследования Аналитического центра НАФИ, октябрь 2019 г.). Менее всего осведомлены о подобных сервисах жители сел, люди старшего возраста и те, чей уровень дохода ниже среднего. Однако процесс цифровизации идет очень быстро, охватывая все более широкие слои населения. Он будет ускоряться по мере того, как представители поколения Z (родившиеся в середине 1990-х годов и позже) будут играть все большую роль в экономике и потреблении. Это поколение является первым по-настоящему цифровым, для них использование цифровых технологий также естественно, как дыхание.

Какое влияние оказывают эти процессы на уровень финансовой грамотности населения? Несут ли они зло или благо рядовым потребителям?

Возьмем для примера оплату покупок при помощи банковских карт. С одной стороны, специалисты предупреждают, что деньги с карты «утекают» быстрее, поскольку становятся менее осязаемыми по сравнению с реальными купюрами. Это свойство активно используют продавцы товаров и услуг во всем мире. С другой стороны, безналичные платежи позволяют сэкономить за счет кешбэка, получения разнообразных бонусов, миль и других привилегий. У безналичных платежей есть еще один плюс – при помощи банковских приложений россиян постепенно приучают контролировать свои доходы и расходы, прогнозировать финансовые потоки. Кстати, список цифровых инструментов для ведения домашней бухгалтерии тоже постоянно пополняется, привлекая внимание все большего количества пользователей.

Развитие цифровых каналов сказывается и на количестве потребителей услуг инвестиционных компаний. Еще несколько лет назад для покупки акций, облигаций или валюты на бирже необходимо было звонить брокеру или устанавливать на компьютер специальную программу. Многим интерфейс программы казался слишком сложным, что снижало интерес населения к инвестициям. Сейчас большинство брокеров и инвестиционных компаний предлагают собственные мобильные приложения для смартфонов для совершения операций на бирже. Они просты в установке и интуитивно понятны рядовому пользователю. Это значительно упростило доступ к большому количеству инвестиционных инструментов для тех пользователей, которые ранее использовали для сохранения и приумножения средств только банковские депозиты.

В целом использование цифровых услуг несет неоспоримые преимущества потребителям в виде оперативности, доступности и прозрачности. Однако в цифровом мире видоизменяется понятие финансовой грамотности. Теперь грамотное финансовое поведение включает навык уверенного использования цифровых каналов для самостоятельного поиска, анализа и сравнения финансовых продуктов и услуг. При недостаточном уровне грамотности потребителю легко запутаться в огромном количестве предложений. Зато при ответственном подходе значительно повышается взвешенность и эффективность принимаемых финансовых решений.


Косова Елена, независимый финансовый консультант,