Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Безубыточный объем продаж и зона экономической безопасности вашего бизнеса

1528
Оценка: 3.66 (Голосов: 7)

Следует отметить, под безубыточностью понимается состояние бизнеса, когда отсутствует прибыль, при чем,  убытков так же нет. Безубыточность так же определяется таким понятием экономической теории, как безубыточный объем продаж.

Безубыточный объем продаж - это объем продаж, при котором доход от реализации продукции (работ, услуг) равен понесенным расходам.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – зона безопасности (линия прибыльности). Она показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность бизнеса равна нулю.

Естественно, чем выше рентабельность бизнеса, тем прочнее финансовое состояние предприятия и тем выше его конкурентоспособность. Безубыточный объем продаж и зона экономической безопасности бизнеса являются основополагающими показателями при разработке стратегии и бизнес-планов, обосновании принимаемых управленческих решений, оценке деятельности менеджмента бизнеса.

Математически положение точки безубыточности бизнеса (точки критического объёма продаж) или порога рентабельности может быть описано уравнением модифицированной модели, учитывающей расчет безубыточного объема продаж базового продукта и расчет безубыточного объема для каждого продукта всей номенклатуры. При этом, необходимо чтобы предприниматель вел учет переменных и постоянных затрат по каждой продаваемой единице товара.

Таким образом, предлагаемая модель подразумевает два этапа расчетов. В первую очередь оценивается безубыточный объем продаж базового продукта, а затем всех остальных номенклатур. В качестве базового продукта может быть выбран любой товар из ассортимента организованного бизнеса.

1. Расчет безубыточного объема продаж базового продукта:

Qбаз = (FC × Q факт баз) / (СМфакт. баз + СМфакт.1 баз+ СМфакт.2баз + …+ СМфакт. N)

где:

 

Qбаз

безубыточный объем продаж базового продукта;

FC

постоянные расходы за период;

Q факт баз

фактический объем продаж базового продукта;

СМфакт. баз

общий фактический маржинальный доход по базовому продукту;

СМфакт.1 баз

СМфакт. N

общий фактический маржинальный доход по остальным продаваемым продуктам (1, … N – порядковый номер).

2. Расчет безубыточного объема продаж всех остальных товаров, работ, услуг определяемый  на основании данных об их фактических отгрузках и безубыточном объеме продаж базового продукта.

Qn = (Qфакт_n / Qфакт баз) × Qбаз

где:

 

Qn

безубыточный объем продаж для n-ого продукта;

Q факт_n

фактический объем продаж n-ого продукта;

Q баз

безубыточный объем продаж для базового продукта;

Q фaкт баз

фактический объем продаж базового продукта[1].

 

Таким образом, данную аналитическую  методику расчета безубыточного объема продаж возможно применять на примере предприятий, имеющих широкую  товарную номенклатуру.

Рассмотрим условный пример. Предприятие «АБВ» производит четыре продукта. Данные о фактических объемах реализации (продаж), выручке, издержках (постоянные и переменные) представлены ниже в таблице.

 

Таблица - Расчет безубыточного объема продаж предприятия «АБВ»

Наименование

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

ИТОГО

Фактический объем

 реализации, ед.

18 000

25 000

2 000

13 000


Цена, руб./ед.

120

180

1 900

290


Выручка, руб.

2 160 000

4 500 000

3 800 000

3 770 000

14 230 000

Переменные

 издержки на

 единицу, руб. /ед.

78

170

1 625

130


Общие переменные

 расходы, руб./шт.

1 404 000

4 250 000

3 250 000

1 690 000

10 594 000

Маржинальный доход

 на единицу, руб./ед.

42

10

275

160


Общий маржинальный доход

 на единицу, руб./ед.

756 000

250 000

550 000

2 080 000

3 636 000

Постоянные расходы, руб.





3 200 000

Операционная прибыль, руб.





436 000

Примем за базовый Продукт 1, в результате безубыточный объем продаж составит 15842 ед. (3200000 * 18000 / 3636000 руб.).

В данной связи, безубыточные продажи продуктовой линейки предприятия «АБВ» составил:

Продукт 2 - 22002 ед. (25000ед. / 18000 ед. *15842 ед.).

Продукт 3 – 1760 ед. (2000ед./18000 ед.*15842 ед.).

Продукт 4 – 11441 ед. (13000 ед./18000 ед. * 1542 ед.)

При этом важно отметить, аналогичные расчеты, возможно произвести если в организации ведется управленческий учет переменных и постоянных расходов.

Расчет безубыточного объема продаж.xlsx

Павел Коваленко

Консультант Регионального центра финансовой грамотности



[1] По материалам «Системы Финансовый Директор» (www.1fd.ru).

Новые статьи
Как войти в Новый год без долгов?
Рубрика: Финансовое планирование
День финансиста
Рубрика: Налоги
Кредитная карта: за и против
Рубрика: Банки и банковские продукты