Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Кот Белобок в гостях у «Скворушки»

326
Оценка: 3.44 (Голосов: 2)

Обучение воспитанников детских садов и младших школьников азам разумного потребления уже становится распространенной и востребованной практикой. Внедряют ее и на Ставрополье.  

Так, в Невинномысске в МБОУ «Детский сад комбинированного вида №41 «Скворушка» занятия по основам финансовой грамотности для дошкольников проводят вот уже два года. Есть серьезные наработки и достижения. Об них нам рассказала заведующая детсадом Надежда ИГНАТОВА.

– «Скворушка» – первый и пока единственный детсад, реализующий уникальный проект в городе химиков. Надежда Леонидовна, расскажите, как все начиналось? И такой сразу вопрос – трудно быть первыми?

– Трудно. Но интересно! А насчет того, как все начиналось… С того, что решили рискнуть. Напомню, с 2014 года Ставропольский край, наряду с девятью субъектами нашей страны, является участником проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Для достижения целей проекта на краевом уровне была разработана и утверждена программа по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования. Одно из направлений программы как раз предусматривает разработку, апробацию и реализацию образовательного курса по финграмотности для дошкольного образования. Мы решили попробовать свои силы, взяв за основу специальный образовательный курс «ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА БЕЛОБОКА, ИЛИ ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ», который разработали в Волгоградском социально-педагогическом колледже. 

– Рискну задать вопрос, который вы наверняка слышали не один раз: зачем маленьким детям знания о деньгах, которых они еще не зарабатывают?

– Знаете, до знакомства и вхождения в упомянутую выше краевую программу, мы и сами могли бы задаться таким вопросом. Но все сомнения снял разработанный нами совместно с сотрудниками учебного центра министерства финансов план конкретных мероприятий. Работать по нему начали в апреле-мае 2016 года. Сначала нужно было по-настоящему заинтересовать новой и актуальной темой педагогов и родителей наших ребят. Для первых специалисты провели презентации по теме «Вклады, кредиты, зарплатные карты», прошел также семинар по теме «Мои личные финансы». Интерес вызвала викторина «Финансовый словарь», параллельно шло знакомство воспитателей с разработками по образовательному курсу и с  литературой по теме. То есть была развернута широкая работа среди тех, кому потом предстояло работать с детьми.

– А что родители?

– Хочу подчеркнуть: парциальные, то есть дополнительные программы, вводятся только с согласия родителей. Здесь давления или диктата не может быть по определению. Так вот, взрослых указанное направление заинтересовало не меньше нас. Это было заметно после проведения общего родительского собрания на тему финансового образования малышей. Произошел подробный, заинтересованный разговор о программе. Форму для этого собрания мы выбрали, кстати, необычную – организовали пресс-конференцию. Прошли также еще и групповые собрания на темы «Учите ребенка считать деньги» и «Учите детей планировать семейный бюджет».

– Извините, но опять возвращаюсь к заданному ранее вопросу: а зачем все это детям? И почему родители были «за» указанную программу?

– Здесь без развернутого ответа не обойтись. Но начну с наглядного примера: вы наверняка видели, как ребенок просит в магазине маму или папу купить дорогую игрушку. Скорее всего, уже на следующий день она займет место на полке в кладовке или где-то в углу, где будет пылиться годами. И совсем не исключено, что из такого малыша вырастет человек, не умеющий рационально тратить деньги. И, в том числе, эффективно их зарабатывать.

Конечно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. И мы обязаны помочь родителям приобщить маленького гражданина к финансовой грамотности с детства. Это самый верный путь подготовки ребенка к современной жизни, обеспечения его приспособленности к обществу, где финансовые институты приобретают все большее значение. И ведь  порой жизненный успех зависит от того, насколько человек владеет знаниями о них и первичными навыками поведения с финансами.

У нас получилось все это донести родителям. Сейчас работаем в теснейшей связке с папами и мамами. Они – активные участники программы повышения финансовой грамотности. Со своими чадами посещают магазины, крупные торговые комплексы, банки, планируют покупки. Они привлекают детей к посильному участию в обсуждении семейных трат, учат выбирать товар в соответствии с ценой и качеством.

– Насколько я знаю, хотя в самом саду обучение финграмоте дошкольников идет по принципу «от простого к сложному», понятия дети усваивают весьма специфичные: бюджет, труд, товар, деньги и так далее. Неужели им это интересно?

– По-настоящему интересно! Ведь процесс обучения – это не скучные занятия или уроки. Игры, беседы, интерактивные занятия, сценки, прослушивание сказок, так скажем, с «экономическим» содержанием. То есть именно в интересной и доступной форме усваивают малыши перечисленные вами понятия. А сколько эмоций вызвала экскурсия в один из банков!

Повторюсь еще раз: очень важно, что все наши воспитатели прошли через специальную подготовку. Также в роли «педагогов» выступают и Кот Белобок, и тетушка Сова из мультфильма «Уроки тетушки Совы». Кстати, мульфильмы в процессе обучения мы используем очень широко.

Я перечислила еще не все формы работы. Мы учим воспитанников элементарным действиям по сложению и вычитанию. Совместно с родителями ребята создают свой мини-банк для сбора денежных средств и решают, куда рациональнее их потом направить. Быть может, стоит отказаться на время от каких-то мелких покупок, а сэкономленные средства направить на поездку на море? А еще учим детей бережно относиться к расходу воды, электроэнергии и т.д. Ведь это тоже помогает сберегать финансы.

Каков результат двух лет работы? Наши воспитанники умеют экономно распоряжаться деньгами. Особенно этот навык пригодится им, когда они пойдут в школу и будут иметь средства на карманные расходы. Бережнее малыши стали относиться к своим игрушкам, вещам. Сумеют также ребята самостоятельно расплачиваться в магазине, принимать решение, на что потратить деньги. В целом, приобретенный в детском саду опыт финансовой грамотности поможет ребенку легче адаптироваться в современном социуме.

– А о выборе жизненного пути малыши уже задумываются? Или еще рановато?

– Мы их, так скажем, к этому подвигаем. Просим нарисовать их будущую профессию, профессию их родителей. Сразу скажу: будущих космонавтов среди наших воспитанников пока нет. А вот банковских работников, стоматологов, полицейских, строителей, пожарных – предостаточно. Журналистами, кстати, тоже многие мечтают стать. Самое главное – дети понимают: чтобы овладеть желанной профессией, нужно много и усердно учиться: сначала в школе, затем в колледже или вузе.

– Прошу прощения за следующий вопрос, но не могу его не задать: а не вырастут ли дети с пониманием, что все сводится только к товарно-денежным отношениям?

– Такого не будет. Танцы, музыка, чтение, художественное творчество – мы стараемся воспитать из ребенка, совместно с родителями, гармонически развитую личность. Ну а курс финансовой грамотности для малышей предполагает и такое задание: «Что нельзя купить за деньги?». Семью, дружбу, уважение – отвечают малыши. Это дорогого стоит!

– Ваши дальнейшие планы?

– Будем продолжать двигаться в выбранном направлении. Готовы делиться накопленным опытом со всеми, кто желает его перенять. Не исключено, что наши педагоги через какое-то время разработают и собственные, авторские программы обучения финграмоте самых маленьких.

 

Беседовала Ю. НОВИКОВА.