Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Читайте договор! Важные мелочи помогут не пострадать финансово

145
Оценка: 3.3 (Голосов: 1)

Недавно в Ставрополе в поле зрения прокуратуры попал предприниматель, предлагавший установку дверей и окон. Вроде бы достаточно распространенная деятельность. Однако этот делец специализировался на пожилых и социально незащищенных людях и вот почему.  

Он предлагал  установку окон  и дверей с якобы большой скидкой. По факту же  стоимость услуг была  на порядок завышена по сравнению с аналогичными предложениями на рынке. При средней стоимости от 20-35 тыс. рублей,  у него она  составляла от 100 тыс.  рублей и выше. Но это  полбеды.

Как рассказали  в СКОО Защиты прав граждан и потребителей, ставрополец  устно обещал установить конструкции, а  вот в договоре прописывал только продажу. В результате он привозил товар, оставлял его и, собственно,  все... Когда возмущенные покупатели пытались выяснить,  когда же ждать установку, мужчина  предлагал прочитать договор, а от устных обещаний открещивался. 

Кстати, как потом оказалось, он обещал устанавливать конструкции даже в таких помещениях, где это технически не было возможно. Да, сейчас подробности его деятельности изучает прокуратура, но нужно помнить: устные обещания в большинстве случаев  ничего не значат. Если в договоре написано, например, что доставка товара занимает до 30 рабочих дней, а продавец сказал, что товар приедет за неделю, то через десять дней никаких претензий вы предъявить не сможете. Ведь в  документе указан конкретный срок.

Вообще фразу «Внимательно читайте договор!» можно встретить практически во всех рекомендациях потребителям товаров и услуг. Однако, чтобы она заработала, нужно еще и знать, на что именно обратить внимание.

Вплоть до запятой

Головная боль правозащитников — ремонт цифровой и бытовой техники. Не все потребители знают, что если аппаратура провела в ремонте больше определенного времени, то они имеют право на ее замену (для разных категорий установлены разные сроки). Что делают продавцы? Ставят неверные даты. Мало кто, подписывая документ, обращает внимание на очевидные мелочи, а зря.

К правозащитникам  обратился человек, чей телефон ремонтировался больше двух месяцев. Однако по документам  получалось, что аппарат пробыл в ремонте намного меньше. Клиент потерялся в числах? Отнюдь нет. Просто вместо сентября в документе стоял октябрь, а человек, подписывая бумагу, не обратил на это внимание. К сожалению, в таких случаях  что-то доказать довольно трудно. Так что даже в привычных документах мелочей не бывает. Кстати, практика показывает, что иногда  быстрее обратиться не к продавцу техники, а непосредственно к производителю, можно даже  просто оставить заявку на сайте. Как правило, известные бренды дорожат репутацией и стараются идти навстречу потребителю. Стоит быть внимательным и при ремонте техники в частных мастерских, иначе может оказаться, что в договоре указано: за дальнейшую работу устройства мастерская ответственности не несет. То есть, запчасть-то  заменили, а вот станет ли она функционировать — проблема заказчика.

А индивидуально ли?

Много жалоб сейчас связано с  продажей и монтажом мебели, и речь идет как о крупных сетевых магазинах, так и об изготовлении на заказ  разными ИП. Покупатели вносят немалую предоплату, чаще больше половины стоимости покупки, а в итоге получают товар ненадлежащего качества. Причем, сейчас предприниматели стали составлять так называемые индивидуальные договоры и считают, что после подписания такого документа человек не имеет права отказаться от приобретения.

Но есть важные нюансы. Во-первых, индивидуальный договор подразумевает изготовление мебели в единичном экземпляре, соответствующем конкретным требованиям. И да,  покупатель не может вернуть ее с обоснованием, что, например,  передумал. Но только при условии, что мебель надлежащего качества. Любой товар, если он с дефектом, подлежит обмену и возврату.

Но когда, допустим,  в магазине есть несколько модификаций  и выбрана какая-то одна из поставленных на поток, ни о каком индивидуальном договоре речь идти не может.  Некоторые коммерсанты идут еще дальше: предлагают недовольному потребителю, внесшему предоплату, оплатить покупку полностью, якобы только так можно провести возврат через бухгалтерию. Этого делать категорически нельзя. Возвращение  аванса никакой сложности для финансистов не представляет, а вот если вы внесли всю сумму, то автоматически расписались в том, что товар и услуга вас устраивает.  И тогда что-то доказать в суде будет практически невозможно. 

Так что еще раз повторимся: читайте все документы. И лучше не по одному разу.

Анна Учаева