Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

О целесообразности и базовых подходах к планированию выручки (для начинающих предпринимателей)

67
(0 голосов)

Выручка в теории и практике предпринимательской деятельности является одним из основных показателей эффективности инвестиций в создаваемый бизнес. Однако, довольно часто, начинающие предприниматели не считают необходимым  заниматься финансовым планированием, ошибочно предполагая, что достаточно знают бизнес-модель своего будущего предприятия. О разработке бизнес-плана «для себя» речи тоже не идет, за исключением примеров взаимодействия с частным инвестором, специализированном фондом или государственным органом, предоставляющим субсидии на открытие собственного бизнеса (наличие бизнес-плана в этих случаях является обязательным).

ВАЖНО: Наиболее заинтересованное лицо в оцифровке предпринимательской идеи и предстоящих бизнес-процессов - сам начинающий предприниматель! При этом, не исключается вариант отказа от предпринимательской деятельности на этапе предстартового планирования и анализа (еще до открытия собственного малого предприятия)!

Выручка - первичный показатель эффективности бизнеса, практически отражающий его финансово-хозяйственный оборот. Реалистичный прогноз выручки позволяет наглядно отразить возможный масштаб бизнеса. Вместе с тем, не грамотное планирование приводит к неточным оценкам, что дает совершенно иную, возможно неадекватную, картину бизнеса. Например, годовые обороты небольшого сельскохозяйственного предприятия могут измеряться миллионами рублей,  но заниженная выручка может не покрывать текущие расходы бизнеса, или наоборот давать завышенный сценарий ожидаемого успеха, что для начинающего предпринимателя чревато в обоих вариантах.

Прогнозируемый начинающим предпринимателем финансовый план развития компании на основе реального понимания выручки, как целевого показателя работы бизнеса и умение моделировать возможные ее изменения (анализ «что если») является просто необходимым. Выручка дает основания для проведения предварительной оценки эффективности бизнес-проекта и проводится для обеспечения определенной гарантии  реализуемости  интересов всех потенциальных инвесторов (сам предприниматель, представителей банковской сферы, частных инвесторов, специализированных фондов и бюджетов федерального и регионального уровней, в частности при обосновании бюджетной эффективности предлагаемого бизнес-плана).

 

Прогнозирование доходов в финансовых потоках бизнеса с целью достижения целевых результатов строится на основании различных допущений указанных ниже в примерах.

1. Предприниматель (инициатор проекта) планирует запустить производство декоративной плитки для каминов мощностью 75 тыс. штук условной единицы в год. При этом нужно учитывать ряд факторов: а) рационально брать в расчет только обеспеченный потенциальным спросом объем реализации, а не технические данные имеющегося станка для изготовления данной плитки; б) прогноз продаж необходимо строить на основании маркетингового анализа действующих цен и предпочтений потребителей.

2. Инициатор проекта планирует открытие мини-цеха по выпечке и продаже кондитерских изделий (пончики в ассортименте), предполагая что плановый объем продаж в первый же период запуска бизнеса достигнет максимального 100% размера от паспортной мощности оборудования. В данном случае необходимо учитывать: а) постепенный выход на проектную мощность с учетом требуемого времени на освоение нового производства; б) возможные простои и профилактические работы по обслуживанию оборудования и содержанию помещения; в) брак продукции, естественные потери сырья и материалов и др.

3. Инициатор проекта «Розничные и оптовые продажи кирпичей от отечественных производителей» планирует следующий прогноз продаж:

Наименование показателя

1 кв. 2019

2 кв. 2019

3 кв. 2019

4 кв. 2019

Продажа кирпича, шт.

10 000

10 000

10 000

10 000

Цена, руб./шт.

20,0

20,0

20,0

20,0

Выручка, руб.

200 000,0

200 000,0

200 000,0

200 000,0

 

При этом, при планировании выручки данного предприятия, необходимо учитывать характерную сезонность спроса. В частности, если учитывать строительные нормы, запрещается укладывать кирпич при температуре ниже -5 градусов. Соответственно фактические продажи у предпринимателя будут иными.

111.PNG

 

В данной связи, игнорирование сезонности приведет к некорректному графику финансирования бизнеса и возможным кассовым разрывам в периоды снижения и отсутствия спроса на продукцию проекта.

ВАЖНО: Сезонность практически актуальна для большинства бизнес-проектов!

4. Предприниматель планирует открытие кофейни, учитывая в прогнозе выручки полный набор различных вариантов блюд и видов кофе. В результате получается излишне загруженный расчет ожидаемой выручки, который вовсе теряет свой экономический смысл. Здесь первостепенным становится учет специфики ресторанного бизнеса, в котором всегда используется показатель - средний чек. Поэтому начинающему предпринимателю рекомендуется использовать в данном примере бизнеса показатель «среднее количество чеков» в день (ед.) и показатель «средний чек» (руб.). Иными словами при большом ассортименте продукции или невозможности точно определить возможный ассортимент, необходимо использовать в расчетах условные унифицированные единицы: средний чек, тонны, кг. и др.

5. Инициатор проекта планирует оказание услуг по изготовлению корпусной мебели для физических и юридических  лиц. Предприниматель имеет опыт работ в данной сфере, рекомендации и наработанную клиентскую базу (можно ожидать, что заказов будет довольно много).

Прогноз продаж - вариант 1

Строка

Янв.

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Шкаф-купе, кухни

3

4

5

5

5

5

8

8

10

4

2

1

 

Прогноз продаж - вариант 2

Строка

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Шкаф-купе, кухни

12

15

26

7

 

При случае, когда горизонт планирования длительный, например прогнозные расчеты составляются на 5 лет, и предприниматель не имеет в наличии заключенные договорные соглашения на реализацию его продукции, рекомендуется использовать более длительные шаги планирования - кварталы.

6. Инициатор проекта - начинающий фермер, который довольно хорошо знает технологию содержания дойного поголовья скота, в силу многолетнего труда на одном из сельскохозяйственных предприятий региона. Рассчитав модель движения поголовья скота, спланировав среднее поголовье дойных коров и ожидаемый валовой надой представляет свой бизнес-план на рассмотрение другой заинтересованной стороне.

Валовой надой молока, выручка

Строка

1 кв. 2019

2 кв. 2019

3 кв. 2019

4 кв. 2019

Среднее поголовье дойного стада

10

10

10

10

Надой на 1 голову / кг.

1 800

1 850

1 870

1 880

Валовой надой

18 000

18 500

18 700

18 800

Цена руб./кг.

28

28

28

28

Выручка, руб.

504 000

518 000

523 600

526 400

Валовой надой молока, выручка

Строка

1 кв. 2025

2 кв. 2025

3 кв. 2025

4 кв. 2025

Среднее поголовье дойного стада

18

18

18

20

Надой на 1 голову / кг.

2 050

2 100

2 100

2 100

Валовой надой /кг.

36 900

37 800

37 800

42 000

Цена руб./кг.

28

28

28

28

Выручка, руб.

1 033 200

1 058 400

1 058 400

1 176 000

 

В данном варианте прогноза, при его несложном анализе обнаруживается, что будущий фермер, заявляет довольно оптимистические надои на одну голову скота. Отраслевая статистика по состоянию на 08.10.2018 года подтверждает уровень 14,92 кг. как средний надой молока от коровы за сутки. Причем, это средний показатель для всех регионов РФ. Одновременно данные для Ставропольского края - 17,10 кг. молока за сутки (оперативная информация Министерства сельского хозяйства РФ  по надоям и реализации молока - источник http://old.mcx.ru/moloko/).

В данной связи надои 2025 года, которые ожидает начинающий предприниматель, оцениваются как очень оптимистические и в этом случае требуется обоснование и подтверждение реализуемости данного проекта. Прогноз выручки без соответствующего обоснования можно считать не корректным.

ВАЖНО: все составляющие бизнес-плана должны быть взаимосвязанными и не противоречивыми!

Таким образом:

1.      Выручка - один из ключевых показателей эффективности бизнеса. Получение выручки - итоговый этап в работе любого предприятия.

2.   Существуют различные подходы для прогнозирования выручки нового предприятия. Алгоритм расчета выручки практически единообразен (произведение натуральных объемов реализации продукции на ее стоимость).

3.      На величину выручки влияют управляемые и не зависящие от деятельности предпринимателя факторы.

4.      Расчет выручки в заданном горизонте планирования, при обосновании так же затратной части, позволяет произвести оценку реализуемости инвестиционного проекта.

5.      Проведение стресс-тестирования и анализ «что если» как моделирование ближайшего будущего создаваемого бизнеса позволяет дать обоснование экономической и бюджетной эффективности инвестиций в проект.

ВАЖНО: На сайте «Знания для жизни» (www.fingram26.ru) в открытом доступе можно найти много полезной информации по большинству вопросов финансовой грамотности населения, в том числе для начинающих предпринимателей!

Коваленко П.П., Бугаев В.А. - тьюторы Регионального центра финансовой грамотности населения Ставропольского края