Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Дети и финансовая грамотность - когда начинать и как учить.

396
Оценка: 3.35 (Голосов: 5)

О том, насколько накопленный пилотными регионами опыт (Ставрополье в их числе) может быть полезен для других территорий и вообще для чего уроки финансовой грамотности необходимы сегодняшним школьникам, мы побеседовали с Советником директора Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Минфина России, одним из авторов УМК по финансовой грамотности  Е. ЛАВРЕНОВОЙ.

- Екатерина Борисовна, как я понимаю, вопрос внедрения элементов финграмотности в программы образовательных организаций давно уже стоит в актуальной повестке. Но программа школ, как известно, регламентирована и вообще возможно ли «втиснуть» туда еще какие-то дисциплины?

- Скажу о том, что для нашей страны на самом деле это оказалось довольно серьезной проблемой. Школьное образование остается, скажем так, инертной системой, которая если и меняется, то не быстро. Кроме того, программа действительно загружена обязательными предметами, а еще и немало ведомств  – не только же Минфин или Банк России  с финграмотностью, но также и налоговая служба, и пенсионный фонд –  хотят «зайти» в школу со своими материалами.

Со стороны Минфина России мы совместно с Минобрнауки России решили, что пока нужно использовать возможности той системы, которая действует сегодня, и мы нашли приемлемые варианты. Это прежде всего внеурочная деятельность, есть элективы и факультативы. И школа в данном случае сама определяет, что именно и на каком этапе она может включить в программу обучения.

Если у образовательной организации нет такой возможности, то можно на уроках по общеобразовательным предметам внедрять элементы финграмотности. Они могут дополнять обществознание, географию, ОБЖ,  экономику, право и даже английский язык. Тем более, что доступные материалы у нас по всем этим предметам есть  в открытом доступе. На уроках математики, например, можно рассчитать наиболее разумный способ покупки билетов в кино. А на географии интересно сделать расчеты путешествия своей мечты. На ОБЖ нужно говорить не только о правилах безопасности в чрезвычайных ситуациях, но и о финансовой безопасности - с мошенничеством мы сталкиваемся намного чаще.

В этом плане, кстати, намного легче с детскими садами, где в программах еще нет большого объема обязательного содержания. И включение дополнительных элементов не вызывает трудностей. Насколько я знаю, на Ставрополье есть детсады, где малышей знакомят с азами финграмотности.

Так что по большому счету все зависит исключительно от инициативы самой образовательной организации или  же региона. И сегодня многие школы не только в пилотных регионах, но и территориях, не участвующих в проекте Минфина России, берут и сами изучают финграмотность с помощью имеющихся пособий. Точной статистики, к сожалению, нет. Программу повышения финграмотности мы запустили пока только в девяти пилотных регионах. Для еще 60 субъектов Российской Федерации мы поставляем учебные пособия. Нашей же задачей также становится повышение  квалификации учителей-предметников, чтобы они могли качественно обучать детей финансовой грамотности в рамках своих уроков.

- Кстати, в плане доступности и вообще наличия актуальных учебных материалов и методичек проблем на данном этапе нет? Не приходится в каждом случае изобретать велосипед?

- Нет. Можно сказать, что у нас уже создана довольно обширная база по обучению школьников основам разумного финансового поведения. Выходят учебные и методические пособия, дидактические материалы. Что касается детсадов, то широко внедряется успешная практика так называемых регионов-первопроходцев – над ресурсным и методическим обеспечением процесса формирования финансовой грамотности детей много лет трудятся Волгоградская и Калининградская области, по сути раньше всех субъектов озаботившиеся повышением уровня финансовых знаний разных категорий населения. Многие их разработки уже успешно апробированы на площадках Ставропольского края.

Если говорить о студентах, то вот недавно МГУ подготовил хороший онлайн-учебник, который постоянно обновляется. По большому счету, его всегда можно держать в телефоне, так как классические бумажные учебники современным студентам не нужны.

- Все используемые в нашей стране подходы по внедрению в образовательные программы элементов финграмотности — это российский опыт или заимствования?

- Опыт стран, которые раньше России приступили к решению проблемы низкого уровня финансовой грамотности населения, в Проекте был изучен.  Он, безусловно, учитывался, но заимствований, если брать их в чистом виде, нет вообще. Мы ничего не копировали. Наоборот, на  конференциях международного уровня часто вызывает интерес, как нам удалось за несколько лет так активизировать процесс и реально встраиваться в школьное обучение.

Если говорить в целом, то страны ограничиваются двумя стандартными вариантами, выделяя отдельный предмет по финансовой грамотности или дополняя ею обязательные предметы. И в международном сообществе до сих пор ведется дискуссия, что эффективнее — когда ребенок осваивает дополнительные знания добровольно или есть дополнительная мотивация в виде оценок или даже экзаменов (например, по обществознанию сдают экзамены многие школьники).

- Внедрение в школу и детсад финансовой грамотности по сути предполагает, что о деньгах говорят с теми, кто их еще не зарабатывает. Становится все больше сторонников той точки зрения, что чем раньше это начинать делать, тем лучше. Вы согласны?

- Конечно. Но здесь есть опасность того, чтобы не переборщить. Знаниями нужно снабжать малышей дозированно. И здесь зависит много от учителя и его общепрофессиональной компетенции. Ведь на первых порах важно дать не определенный объем информации, а нужно влиять на поведенческие установки. Это, скажем так, вопрос жизненных ценностей, а не обладания знаниями, что такое деньги и когда они появились. Достаточно у ребенка поначалу сформировать понимание, что деньги - это ресурс и что они находятся в ограниченном количестве, потому требуют разумного подхода.

Это как раз те установки, которые потом очень сложно, а то и практически невозможно менять у взрослых. Есть те, кто теоретически все знает и разбирается во многих нюансах функционирования финансовой системы, эти люди успешно проходят тесты, но поведение свое не меняют и, например, по-прежнему берут кредиты на отпуск или покупку бытовой техники, а не копят на это. То есть человек знает, как правильно действовать, но делать будет как всегда, по привычке.  С детьми совсем другая ситуация, у них нет прежнего опыта, и их мы сразу учим разумному управлению финансами. Ведь ясно, что им придется принимать больше самостоятельных финансовых решений, чем их родителям. Важно научить завтрашних взрослых грамотно пользоваться финансовыми услугами, защищать свои права, не поддаваться на удочку мошенников, рационально управлять личными и семейными финансами.

Беседовала Юлия НОВИКОВА.