Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Записки финансового консультанта. Документы: хранить нельзя выбросить. Где ставить запятую?

3163
Оценка: 3.78 (Голосов: 7)

Вчера решила я провести ежегодную ревизию папок с семейными финансовыми документами. Тоскливо глядя на извлеченную из недр кладовки стопку «пылесборников», я боролась с почти непреодолимым желанием выбросить все это, оставив только свой паспорт. Увы, поступать так ни в коем случае нельзя. Для того, чтобы мысленно смириться с хранением множества, казалось бы, ненужных бумаг, я решила написать эту статью.

Паспорта, свидетельства о рождении, документы об образовании, ИНН, страховое свидетельство (СНИЛС) и прочие документы необходимо хранить, конечно же, постоянно.

Договоры купли-продажи недвижимого имущества, дарения, приватизации жилья также требуют постоянного хранения. Рекомендуется не выбрасывать документы по объектам недвижимости даже после их продажи, поскольку теоретически возможно опротестование сделки в суде.

Договоры купли-продажи движимого имущества следует хранить не менее пяти лет, однако по крупным дорогостоящим вещам, например, по автомобилю, рекомендуется сохранять документы до их продажи, либо утилизации (по автомобилю – утилизации и снятия с учета в ГИБДД).

Кассовый или товарный чек на непродовольственные товары необходимо хранить в течение гарантийного срока или срока годности (если эти сроки не установлены производителем, законом или договором, то хранить чеки необходимо в течение десяти лет на товары длительного пользования и двух лет на прочие товары).

Для чего это необходимо? Во-первых, в течение 14 дней после покупки вы вправе обменять приобретенный товар на аналогичный у продавца, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Конечно же, при этом должны быть сохранены товарный вид, фабричные ярлыки и товар не должен быть в употреблении. Однако из этого правила есть исключения: не подлежат обмену товары, указанные в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55. 

Во-вторых, если вы приобрели товар ненадлежащего качества, то вы имеете право потребовать замену товара, либо его безвозмездный ремонт, либо возврат денег в течение гарантийного срока или срока годности в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1. Строго говоря, для этого наличие кассового или товарного чека не обязательно, но с ними вам будет гораздо проще подтвердить факт покупки товара.

То же самое касается и хранения чеков на оказанные услуги.

Квитанции на оплату коммунальных платежей рекомендуется хранить не менее трех лет, поскольку это срок исковой давности для предъявления претензий.

Однако, я на днях столкнулась с тем, что мне насчитали переплату по электроэнергии, и, чтобы ее подтвердить, я должна буду принести чеки, подтверждающие оплату услуги, начиная с 2011 года. Поэтому, к сожалению, в данном случае действует правило: «чем больше – тем лучше».

 

Квитанции об оплате кредита, договор займа, кредитный договор необходимо хранить не менее трех лет после выплаты долга, поскольку три года – это срок исковой давности для предъявления претензий. Дополнительно рекомендуем после погашения кредита взять в банке/ у займодавца справку об отсутствии задолженности и также хранить ее не менее трех лет.

 

Документы об уплате налогов хранятся не менее четырех лет.

 

Теперь поговорим о том, как хранить документы.

Для вашего удобства все документы нужно рассортировать по назначению: отдельно – личные документы, отдельно – уплата коммунальных услуг, отдельно – уплата налогов и так далее.

Куда складывать документы – дело вкуса. Например, у меня документы с твердыми неформатными обложками хранятся в картонной коробке, в другой картонной коробке – инструкции к бытовой технике. Остальные бумаги разложены по прозрачным файлам и подшиты в папки формата А4. Также для хранения можно использовать пластиковые конверты. Интересна организация документов в коробках с разделителями в виде картотеки.

Самые важные документы, такие как паспорта, ИНН, свидетельство о праве собственности на недвижимость и прочие рекомендуется отсканировать. Хранение электронных копий документов требует такой же осторожности, как и бумажных документов, максимально оберегая их от злоумышленников.

Если у вас маленькие дети и/или домашние животные, храните документы в ящиках, запирающихся на ключ.

В случае, если вы не уверены, что ваши документы могут быть у вас дома в безопасности, арендуйте банковскую ячейку. Это действие займет немного времени и денег, но зато вы получите уверенность в сохранности ваших бумаг будет очевидна.

Желательно периодически проводить ревизию вашего личного, либо семейного архива, причем не только с целью проверить, не завелись ли там мыши, но и для того, чтобы выбросить бумаги, потерявшие актуальность (например, гарантийные талоны с истекшим сроком действия).

Кроме того, нелишним будет напомнить себе, какие действия с документами необходимо провести в следующем году, например, поменять загранпаспорт с истекающим сроком действия или отнести счетчик на горячую воду на поверку.


Людмила Белоусова, независимый финансовый консультант