Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Работа по повышению финграмотности населения в Ставропольском крае будет продолжена

38
Оценка: 3.44 (Голосов: 2)

Надо сказать, что Ставрополье в плане повышения финансовой грамотности населения на протяжении нескольких последних лет показывает определенный прогресс. Таковы итоги недавнего регионального исследования, проведенного под занавес реализации соответствующей краевой программы. Более того, вполне достойно Ставрополье выглядит и в общероссийском рейтинге финансовой грамотности регионов, который был презентован в феврале на Российском инвестиционном форуме в Сочи. А благодаря высокому уровню знаний  ставропольских школьников край вошел в тройку регионов с наибольшим количеством победителей Всероссийской онлайн-олимпиады по финансовой грамотности среди учащихся 5-11 классов.  

С заместителем министра финансов СК Юрием СУСЛОВЫМ мы  побеседовали о том, каких результатов добился наш край, являясь одной из пилотных территорий-участников проекта Минфина РФ по содействию повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования, и какие цели поставлены на очередную пятилетку.

– Принято решение, чтобы масштабная работа по финансовому просвещению разных категорий граждан в крае продолжалась. Юрий Иванович, расскажите, с какими ключевыми цифрами Ставрополье вышло на старт новой программы, которая была утверждена в минувшем феврале на заседании правительства региона.

– За период с 2014 года, когда на Ставрополье началась активная системная работа по финансовому просвещению, и сделано действительно немало. Регион не только оказался в числе первопроходцев в этом деле, но и остается в авангарде реализуемого Министерством финансов Российской Федерации проекта. В качестве наиболее серьезных итогов пяти лет реализации краевой программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования» назову то, что нам удалось создать крепкую институциональную и кадровую базу, необходимую для устойчивого развития финансового образования на Ставрополье. В частности, действуют Региональный центр финансовой грамотности и методические центры по обучению и повышению квалификации педагогов общеобразовательных организаций, тьюторов для взрослого населения и преподавателей вузов. Это позволило обеспечить необходимой подготовкой 1500 преподавателей, включая учителей сельских школ. Кроме того, обучение в рамках программы прошли 350 тьюторов и 60 преподавателей вузов. Но вместе с тем наряду с образовательной компонентой мы реализуем и задачи, связанные с защитой прав потребителей, информированием населения и т.д.

За период реализации программы с 2014 по 2018 годы проведено более 14,6 тысячи мероприятий. Причем они обязательно подбираются адресно – под каждую аудиторию: для детей разных возрастов, молодежи и населения с низким и средним уровнем дохода, включая пенсионеров и людей с ограниченными возможностями здоровья. В фокусе внимания также начинающие предприниматели и самозанятое население. Специалисты с помощью разных форм взаимодействия помогают людям развить навыки финансового планирования, ведения семейного бюджета, повысить защищенность от действий мошенников и т.д. Участниками мероприятий за пять лет в общей сложности стали свыше 750 тысяч человек. И почти 70 процентов из них – дети и молодежь, ведь через несколько лет именно они станут основными участниками финансового рынка.

Много внимания было уделено и обеспечению постоянных коммуникаций. Так, помимо специалистов и экспертного сообщества, в работу были вовлечены СМИ и журналисты, по территориям края распространяются информационно-разъяснительные материалы. В этом плане, к слову, очень положительным назову опыт взаимодействия с МФЦ, куда люди приходят за разрешением разных жизненных ситуаций, и в некоторых случаях им в числе прочего требуются и подсказки в финансовой сфере.

Признаюсь, долгожданными для нас были итоги социологического  исследования, проведенного в 2018 году по целевым индикаторам и показателям краевой программы. Как выяснилось, три четверти населения края (75%) в курсе, куда необходимо обращаться в случае нарушения их прав как потребителей финансовых услуг, - в сравнении с 2015 годом показатель вырос на 27%. Более того, уже две трети взрослых ставропольцев (60%) правильно понимают соотношение «риск-доходность» при выборе финансовых услуг, тогда как еще три года назад эта цифра была скромнее на 15%. Более половины населения региона (64%) видят смысл в сравнении альтернативных предложений при выборе кредитных продуктов. Кроме того, существенно – до 42% – выросло число жителей Ставропольского края, кто признает важным наличие «финансового буфера» на случай возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций. Полученные данные позволили нам не только оценить результаты проведенной работы, но и понять направление дальнейшего движения.

– Много говорится о том, что определенным тормозом в обучении подрастающего поколения азам финансовой грамотности является отсутствие этого предмета в так называемых федеральных стандартах, то есть в обязательных образовательных программах. Как в связи с этим на Ставрополье обстоит ситуация с преподаванием основ финграмотности в детских садах, школах и вузах (понятно, что в данном случае мы не имеем в виду профильные финансово-экономические учреждения)?

– Не исключено, что в обозримой перспективе финграмотность все же станет частью обязательных программ обучения. Но хочу отметить, что за время реализации программы по повышению финансовой грамотности в крае это не стало серьезной проблемой. Напротив, ставропольские педагоги показали заинтересованность в обучении детей тем навыкам, которых требует современная жизнь. Сегодня школа сама может решать, какой предмет ей выбрать для внедрения в качестве факультативного курса. Это сообща определяют учителя, родители или школьные советы. И многие учебные заведения края выбирают именно финансовую грамотность, что, конечно, очень радует. Финансовые знания получают учащиеся и начальной школы, и выпускных классов.

Кое-где оказалось актуальным внедрение компонентов финансовой грамотности в школьные уроки по общеобразовательным предметам.  За счет специальных модулей дополняются программы по обществознанию, географии, ОБЖ, экономике и математике. В открытом доступе есть все необходимые материалы.

В этом плане, к слову, значительно проще с детскими садами, где в программах еще нет большого объема обязательного содержания. И включение дополнительных элементов в обучение не вызывает трудностей. Важное значение имеют только согласие родителей, а также желание коллектива дошкольного учреждения взяться за новый образовательный курс. Дети же всегда открыты новым знаниям, особенно когда форма их подачи адекватна возрасту.

При этом добавлю, что мероприятия краевой программы для подрастающего поколения не ограничивались лишь «проникновением» в образовательные заведения, успешно применяются другие инновационные форматы – обязательно с игровым наполнением, что дает наиболее ощутимый эффект. Так, на Ставрополье регулярными стали всевозможные интерактивные игры и квесты, студенты и школьники с большим удовольствием участвуют в викторинах по типу «квиз» и других интеллектуальных сражениях,  в том числе в тематических олимпиадах. Популярностью пользуются конкурсы эстрадных миниатюр, всегда высокая конкуренция в конкурсах сказок и иллюстраций. Работа нами ведется в круглогодичном режиме, но концентрация таких мероприятий каждый год приходится на общероссийскую Неделю финансовой грамотности детей и молодежи – Ставрополье остается в числе базовых регионов ее проведения.

Более того, мы обучили волонтеров и освоили площадки летних лагерей. Мы активно работаем в социальных сетях, причем не только в своих группах, но и приходим с информацией в те группы, которые пользуются наибольшей популярностью.

Уверен, все усилия не будут напрасными. Ведь очевидно, что новое поколение ожидают серьезные финансовые испытания – в финансовой сфере появляются новые возможности, а вместе с ними и новые риски. Молодежь несравнимо лучше старшего поколения разбирается в новых технологиях, но зачастую у молодых людей отсутствует критический подход к различным сомнительным финансовым инструментам и схемам заработка, которые порой бесконтрольно предлагаются в Интернете. При этом родители очень часто не в силах доступно донести до своих чад правила разумного и безопасного финансового поведения, поскольку в свое время их никто этому не обучал.

– Вы упомянули о подготовленном для работы на ниве финансового просвещения преподавательском составе. Но вместе с тем нельзя не учитывать, что специфика финансовых знаний заключается в их актуальности. Каким образом поддерживается уровень квалификации преподавателей и их вовлеченность?

– Действительно, это также стало важным направлением работы. Серьезным подспорьем является то, что в рамках проекта по повышению финансовой грамотности Минфином РФ разработаны очень хорошие материалы для преподавательского состава – в общем доступе находятся в числе прочего программы повышения квалификации и методические рекомендации, модули по финансовой грамотности и государственные стандарты для закрепления методических единиц по каждому предмету.

Со своей стороны на  региональном уровне мы регулярно организуем для педагогического сообщества в области финансового образования конференции и круглые столы, позволяющие обменяться практическим опытом, ежегодно проводятся краевые конкурсы на лучшую методическую разработку по финансовой грамотности. Региональный центр, созданный при Учебном центре минфина края, является координатором этой работы. Более того, на Ставрополье во всех 34 муниципалитетах определены, скажем так, базовые образовательные учреждения – это своеобразные центры компетенций муниципального уровня.

И знаете, что самое интересное? Это положительные отзывы, которые мы часто получаем от самих педагогов. Они говорят, что им не просто интересно преподавать основы финграмотности, они сами становятся более уверенными пользователями финансовых услуг, начинают грамотно вести собственный семейный бюджет, наводят порядок в своих финансовых делах. То есть учитель чувствует себя полностью компетентным, когда говорит о финансовых вопросах. В таком случае ему остается лишь подобрать форму работы с конкретной возрастной группой детей.

Напомню также, что в 2017 году наши педагоги вошли в число победителей всероссийского конкурса методических разработок по финансовой грамотности.

– Понятно, почему в сфере финансовой грамотности молодежь выбрана в качестве ключевой аудитории. Но давайте расскажем и о работе со взрослым населением. Если детей можно «достать» в школе или в интернете, где они проводят много времени, то как дотянуться до тех, кому финансовые знания особенно нужны именно в настоящем моменте? Ведь самые уязвимые категории с небольшим доходом чаще всего отвергают необходимость быть финансово грамотными. Они говорят, что интерес к управлению своими деньгами может быть только, если эти деньги есть…

Достучаться до таких взрослых – для нас очень важная задача. И краевая программа дала возможность попробовать различные формы взаимодействия с  разными возрастными группами. Среди взрослых, в частности, востребованным оказался такой формат, как обучение на рабочем месте, где люди проводят значительную часть своего времени. Здесь активно задействованы обученные в рамках программы по повышению финграмотности тьюторы. Ставропольцы узнают, как спасти деньги от инфляции, выбрать депозит в надежном банке, как минимизировать кредитное бремя. Вместе с тем они учатся вести домашнюю бухгалтерию с пользой для семьи, заботиться о своем пенсионном обеспечении.

Большой фронт работы у нас с предпринимательским сообществом – точнее теми, кто только начинает развивать свое дело или же планирует заняться бизнесом. Мы не оцениваем стартапы или бизнес-идеи, для этого есть множество возможностей. В рамках программы по финграмотности мы учим работать в правовом поле, а также азам финансово-хозяйственной деятельности, маркетинга и т.д., показываем, где можно черпать знания, куда обращаться за подсказками в трудных ситуациях.

Отдельно скажу о том, что поставлена задача помочь людям так называемого третьего возраста лучше ориентироваться в финансовом мире. Быстро меняющаяся финансово-экономическая жизнь в стране не всегда понятна пенсионерам и требует от них специального изучения новых явлений в данной сфере. Иначе они будут оставаться наиболее уязвимыми, а их сбережения – легкой добычей для мошенников. Программа повышения финансовой грамотности пожилых весьма содержательна и интересна. В рамках специальных лекций, семинаров и курсов ставропольских пенсионеров обучают практическим вещам, крайне полезным в быту – например, как не выходя из дома оплатить коммунальные услуги, перевести деньги человеку, который находится за тысячи верст от тебя, пользоваться услугами интернет-банкинга. Но безусловно, особое внимание уделено распознаванию финансового мошенничества и финансовых пирамид.

– Юрий Иванович, как уже было сказано, в крае принята новая программа. Акценты в финансовом просвещении ставропольцев в рамках нее как-то поменялись?

Останавливаться мы, конечно, не собираемся ни по одному направлению. Работа по повышению финансовой грамотности населения должна вестись с учетом долгосрочной перспективы, иначе очень легко потерять все достигнутые результаты. 

Как видим, система по повышению финансовой грамотности населения на Ставрополье запущена и доказала свою эффективность. На этом этапе актуализируется следующая задача – добиться дальнейших качественных изменений в финансовом поведении населения. И в этом плане серьезной подмогой, на мой взгляд, станет как раз рейтинг, подготовленный аналитическим центром НАФИ и обнародованный на инвестфоруме в Сочи в феврале. Специалисты показали, где в стране сконцентрированы финансово грамотные и менее сведущие в этом деле люди.

Приведу несколько цифр из исследования в качестве примеров. В частности, удивило, что в Ставропольском крае остается значительно ниже среднероссийского показателя уровень  безналичной оплаты покупок. В среднем по России – это 16%, а вот видим Калининград с уровнем в 32%. Распознавать  финансовые пирамиды  в стране умеют 26% населения, у нас в регионе – 16%… При этом замечу, у нашего края в СКФО неизменно сохраняется самый высокий уровень финансовых знаний у разных категорий населения. Ставрополье остается единственным регионом в округе, где реализуется специальная программа. Но нельзя не учитывать, что на уровень финансовой грамотности населения влияет множество других факторов – от количества используемых финансовых продуктов до уровня урбанизации региона. А Ставрополье в этом плане, как известно, сохраняет специфику: значительная часть населения живет в сельской местности.

Подчеркну, что мы не собираемся конкурировать с каким-то территориями за цифры. Но четко понимаем, что нам есть, куда стремиться, ведь некоторые территории задали очень серьезную планку. Потому нужно продолжать работать: как говорится, соревноваться самим с собой и отслеживать собственную динамику. Подобные исследования, по большому счету, дают карты в руки и показывают, где именно нужно усилить работу, что учесть при разработке последующих мероприятий. 

Однозначно мы продолжим обеспечивать координацию и системный диалог между всеми заинтересованными участниками процесса — министерством финансов СК, территориальными подразделениями федеральных органов власти, Банком России, бизнес-средой и педагогическим сообществом. Соответственно, продолжатся серии бесплатных для жителей края просветительских мероприятий: будут проведены открытые лекции для трудовых коллективов края по вопросам финансовой безопасности, консультации по защите прав потребителей финансовых услуг, образовательные мероприятия в школах края. В поддержку волонтерскому движению по пропаганде повышения уровня финансовой грамотности будет организована ежемесячная «Выездная школа по финансовой грамотности». В наших планах по новой краевой программе повышения финансовой грамотности обучить еще не менее 400 учителей, причем по преимуществу – тех, кто работает на селе. Обязательно продолжится активная информационно-разъяснительная кампания.

Кроме того, в регионах, где уже накоплен опыт повышения финансовой грамотности, есть идея создать хабы в качестве единых центров с технической и методической поддержкой. Сейчас этот вопрос в проработке на федеральном уровне.

Беседовала Юлия НОВИКОВА.