Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Дети и деньги

340
Оценка: 3.75 (Голосов: 5)

В ноябре все регионы страны принимали участие в VI Всероссийской неделе сбережений, которая традиционно предполагает организацию целого комплекса просветительских мероприятий и тематических активностей. На Ставрополье в этом году программа отличалась насыщенностью и масштабностью – как в плане количества разноформатных мероприятий, так и числа участников. По итоговым данным, в ноябре в Ставропольском крае было организовано почти 1900 мероприятий, где в общей сложности приняли участие свыше 91,3 тысячи ставропольцев. В Неделю сбережений оказались вовлечены трудовые коллективы, пенсионеры, начинающие предприниматели и самозанятые люди. Безусловно, особое внимание было уделено школьникам и студентам, которые из года в год с большим удовольствием участвуют в финансовых боях, викторинах и флэшмобах. Тем более, что ключевой темой в этом году объявлена цифровизация финансовых услуг.

При этом важно добавить, что мероприятия Недели сбережений на Ставрополье традиционно включали семейные форматы активностей, и это направление будет усиливаться. Так, в этом году программа пополнилась сельским семейным фестивалем «Руби капусту»: площадками стали села Гофицкое Петровского городского округа и Казинка Шпаковского района. Они прошли масштабно, с активным вовлечением и родителей, и школьников. Главная цель обучение правильному управлению собственными финансами, знакомство с банковскими продуктами и безналичными средствами, а также с организациями и ведомствами, которые имеют отношение к финграмотности и защите прав потребителей. По отзывам участников, задания были интересными, а знания очень жизненными и полезными.


Не бойтесь говорить с детьми о деньгах

Таков совет психолога из Ставрополя Лилии Богуцкой. Она является сертифицированным специалистом по детско-родительским отношениям, и уже больше десяти лет помогает семьям наладить здоровые, «экологичные» отношения.

О финансовой грамотности с каждым годом говорится все больше, и причем в фокусе внимания зачастую как раз подрастающие поколения. С точки зрения психолога, это действительно так актуально для современных детей? Или, может быть, просто модно?

Сейчас финансовая грамотность – это совершенно не дань моде, а набор чисто прикладных базовых знаний, которые позволяют лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире, оперативнее принимать решения и прогнозировать последствия своих действий. Ведь речь в данном случае идет не о банальной семейной экономии или подсчетах выгодных скидок, а о разумном использовании такого ресурса, как деньги, о развитии бизнес-мышления и т.д.

И массивный запрос на получение таких знаний поступает как раз от взрослых, которые сигнализируют: «мы не умеем, научите нас и наших детей». Жизнь уже давно не является такой предсказуемой, как раньше, когда все понимание финансовой грамотности по сути сводилось к распределению трат в рамках фиксированной родительской зарплаты. И дети тогда были совершенно освобождены от этих забот. Более того, во многих семьях даже существовало табу на обсуждение денег.

Как показывает практика, впоследствии это нередко оборачивается полным неумением распоряжаться деньгами и заботиться о собственном будущем. Вот вчерашний ребенок, который был далек в семье от решения материальных вопросов и не совершал ошибок, попадая в «большой мир», тратит первые заработки на все подряд, на удовлетворение сиюминутных запросов. И он искренне не понимает, почему денег не хватает, как жить в пределах имеющихся возможностей, но при этом вкладываться и в завтрашний день…

То есть детский опыт первых трат и первых накоплений может иметь такое серьезное значение?.. Тогда вопрос о том, когда уместно начинать разговаривать с ребенком о деньгах?

Не бойтесь говорить с детьми о деньгах, в том числе и о сложностях, связанных с их получением, и о том, что их платят за хорошо сделанную работу. Есть такой классический возраст семи лет, когда ребенок на примере небольших карманных денег уже должен в общих чертах понимать, откуда берутся деньги и как они тратятся. А к 14 годам он уже вполне может участвовать в процессе оплаты части своих расходов. Например, на мобильную связь. Есть стандартная плата по тарифу, которую ежемесячно вносят родители, а вот все, что было потрачено сверх лимита, оплачивает подросток из своих карманных денег. Есть вариант из них же выделять что-то на праздничные подарки своим друзьям.

Такие как раз схемы дают возможность начинать планировать свои финансы, анализировать их потоки. Но самое главное, деньги здесь выступают инструментом для того, чтобы научить ребенка быть ответственным и самостоятельным.

Что касается малышей, то здесь в ход идут обсуждения покупок, списки и переговоры. Поверьте, если это делать регулярно и правильно, давать возможность принятия решений, дети будут слышать взрослого. Например, с ребенком 4-5 лет можно ходить в магазин с заранее составленным списком, пусть даже в картинках, где будет заложена какая-то его «хотелка» - конфета, определенная игрушка… Мы знаем, маркетинг выстроен таким образом, что ребенок обязательно чего-то захочет, возможно, и не из списка. И тут мы уже имеем инструмент для того, чтобы договориться: хочешь это, но тогда не берем конфету из списка, которую ты хотел. Аналогичным образом начинаем закладывать и такие понятия, как дорого и дешево.

Что-то всегда будет оказываться не по карману родителям. Не получится ли тогда еще в раннем детстве разделить мир на богатых и бедных?

Такие категории лучше не использовать. Обреченности при разговорах с детьми о деньгах быть не должно. При этом четко и твердо проговариваем: есть то, что мы можем позволить купить себе сейчас, а другое может быть куплено позже. Также объясняем, что часть покупок является необходимой (опять же с учетом каких-то небольших «хотелок» ребенка), а есть и такие вещи, которые покупать необязательно.

А вот разделение на бедных и богатых чревато повышенным интересом ребенка к деньгам, а то и зависимостью от них.

Когда речь заходит о карманных деньгах, то возникает вопрос уместности родительского контроля. Некоторым очень сложно сдержаться, когда видят, что ребенок тратит деньги на очевидную чепуху.

Учить тому, что человек вправе самостоятельно распоряжаться своими вещами, начинаем уже двух-трехлеток. И это тоже в своем роде азы финансовой грамотности. Должно формироваться здоровое отношение к собственности.

Соответственно, если вы дали ребенку деньги и разрешили их потратить, то тут одно правило. Он может распоряжаться ими на свое усмотрение, родители должны это просто принять. Запрет возможен только в случаях, когда траты небезопасны для здоровья и жизни. Например, покупаются агрессивные компьютерные игры не по возрасту, много чипсов и вредных напитков и т.д.

Понятно стремление родителей подсказать (а то и жестко настоять), как лучше. Но с психологической точки зрения здесь экологичнее просто поделиться своим видением ситуации. Мол, не купишь сейчас 25-й конструктор, зато потом в отпуске потратишь деньги на развлечения в парке аттракционов. Прислушается – хорошо, нет – надо дать ему поле для ошибок, опыта и принятия решений, что очень важно для становления целостной личности, в том числе и в отношениях с финансами. Потратил накопления на ерунду – это повод для родителя поддержать ребенка, попереживать вместе с ним и пообсуждать, что лучше делать в таких ситуациях.

Ведь очевидно: в небольшом возрасте с небольшими суммами как раз и стоит совершать ошибки. Когда на чашах весов шоколадки, куклы и машинки, а не семейные квартиры и неподъемные кредиты.

А еще помогите понять, что можно копить на мечту. Например, на поездку в парк развлечений. Обговариваете с ребенком реальные параметры: его задача к такому-то сроку накопить на билеты на два-три особо желаемых аттракциона. Время от времени интересуетесь успехами – как только нужная сумма есть, осуществляем мечту. Не получилось – утешаем, анализируем причины и помогаем поставить новые сроки.

Вопрос, вызывающий много споров. За что нужно платить ребенку? Именно платить, а не выдавать лимиты на проезд или школьные обеды.

Споры действительно возникают, хотя психологи в основном склоняются к паре ключевых правил. Труд ребенка может быть оплачен, но необходимо соблюдать баланс. Не нужно давать деньги за оценки и выполнение так называемых домашних дел. Платим только за труд, к которому чисто теоретически мог быть привлечен наемный работник.

Такой подход имеет следующее объяснение. Плата за уборку дома или оценки может повлечь потребительское отношение к родителям. Ведь учиться в силу своих возможностей – это прямая обязанность ребенка. А домашние дела – это жизнь в семье, где все выполняют те или иные обязанности по обустройству быта, и поощряется это благодарностью или какими-то общими интересными делами типа похода в кино. Деньги же нужны для функционирования вне семьи, коммуницирования с социумом.

Потому поручайте ребенку, особенно подросткам, что-то посильное сверх домашних дел и платите в зависимости от качества сделанного. Это вполне может быть курьерская или простейшая офисная работа. Я даже допускаю оплату часов, когда старший по просьбе родителей остается с младшим ребенком. Это в принципе найм – вы могли бы нанять няню или позвать бабушку, но решили оплатить труд и помощь своего ребенка.

Может, вспоминаются какие-то истории из личного опыта?

В отношении собственных детей не применялось специальных методик, действовали интуитивно и учились на своих ошибках. Но в итоге шли, на мой взгляд, верным путем.

Так, к школе ребенок вполне понимал, что деньги зарабатываются и что тратить их на все подряд не получится. Правда, были эпизоды, когда сын пользовался несогласованностью семьи: один взрослый сказал «не куплю сейчас», а второй, не зная этого, покупал. Когда осознали, решения стали согласованными, а ребенок учился терпеть и ждать. Теперь он обслуживает себя сам в плане проезда и перекусов, при этом умудряется даже копить карманные и так называемые праздничные деньги от бабушек и дедушек. Потому порой и я могу у него перехватить небольшие суммы.

В первом классе был любопытный эпизод с ракушками. Сыну что-то было нужно, но наш ответ на тот момент был «нет, не сейчас, нужно подождать». В итоге, как выяснилось, однажды после школы он достал привезенные с моря ракушки и попытался их продать. Говорит: я вышел, разложил все и написал цену. Несколько ребят даже подошли и купили… Понимаю, что кто-то из родителей в таком случае мог пристыдить ребенка. Но зачем? Стыдно, может, нам, взрослым. А у детей как раз здоровое восприятие: я могу , я хочу, я пытаюсь сделать. И это надо поддерживать.

Есть ли, на ваш взгляд, необходимость в финансовой грамотности в качестве школьного предмета?

Я вообще исключительно за то, чтобы школа подходила к реальным потребностям человека и готовила детей в числе прочего к решению чисто жизненных вопросов. И в частности, отношения с деньгами – это как раз часть процесса взросления человека, он должен знать, как заплатить за квартиру, что такое налоги и бюджет… Это важно, потому сейчас профессии и формы заработка непрерывно трансформируются. И скорее всего, нашим детям предстоит пробовать себя в разных профессиональных сферах – таковы требования времени. Если хочешь зарабатывать, то без базовых знаний не обойтись.

Как бы пафосно ни звучало, но чтобы минимизировать на этом пути подрастающих поколений число неудач, мы должны уже сейчас снабжать их знаниями о том, какие есть финансовые инструменты, какие возможности они открывают и в какие аферы лучше никогда не ввязываться. И вот здесь как раз вспоминаем о воспитании ответственности и самостоятельности ребенка через распоряжение деньгами: в 7 лет он понимает и принимает для себя, что лучше – копить или тратить сейчас, а через пару десятков лет он взвешенно оценивает перспективы смены профессии, дополнительного обучения, продвижения по карьерной лестнице.

Беседовала Юлия ЮТКИНА.