Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Практические особенности подготовки бизнес-плана в сфере сельского хозяйства

427
(0 голосов)
Бизнес-план сельскохозяйственного предприятия - это специализированный документ, который как правило интересует каждого инвестора. Инвестором может быть:
    коммерческий банк;
    предприятие, руководство которого, преследуя определенные коммерческие цели, решило вложить свои активы или ресурсы в другое хозяйство;
    частное лицо имеющее определенный капитал;
    государственные органы власти, например, министерство сельского хозяйства и др.

Другим ответственным пользователем бизнес-плана является руководитель сельхозпредприятия, решение которого связано с возможным направлением привлечения инвестиций и рассмотрением экономической эффективности реализации планируемого проекта. Здесь следует отметить, грамотно разработанный бизнес-план должен раскрывать интересы каждой стороны - инициатора бизнес-проекта, например, начинающего фермера, и конечно же привлекательно-выгодную позицию самого инвестора.
В практике консультационной деятельности, этапность работ в области планирования сельскохозяйственных бизнес-проектов сводится к решению следующих основных вопросов и задач:
1.    Для какой цели требуется бизнес-план? Если это получение кредита банка, тогда нужно знать и учитывать требования к бизнес-плану самого банка. Требования у банков чаще всего различные. При планировании привлечь бюджетные средства (субсидия, грант и др.) необходимо учитывать условия участия сельхозпредприятия  в проводимых конкурсах. Если главным пользователем бизнес-плана будет собственник или инвестор, тогда чаще всего необходимо пользоваться методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477).
2.    Сбор организационно-управленческой информации о предприятии, инициирующего проект. Здесь необходимо произвести финансовый анализ деятельности сельхозпредприятия, исследовать текущее положение в деловой среде и др.
3.    Исследование рынка сбыта продукции проекта. Здесь рекомендуем воспользоваться открытыми аналитическими обзорами рынка предоставленными ФГБУ «СПЕЦЦЕНТР УЧЕТ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ» (http://specagro.ru/#/). Возможно использовать информацию госорганов статистики и готовые коммерческие исследования аналитических компаний.
4.    Формирование организационного плана бизнес-проекта. Здесь следует разработать дорожную карту реализации вашего проекта, конкретных сроков выполнения планируемых работ и определить ответственных лиц.  Не забывайте о соблюдении технологии вашего производства. Это могут быть биологические особенности выращиваемого поголовья животных или птицы, так называемая карта полей вашего хозяйства и пр.
5.    Построение плана производства и сбыта, учитывая сезонность.
6.    Анализ инвестиционных затрат (стоимость приобретаемого поголовья скота, спец. оборудование, строительно-монтажные работы и др.),  прогноз расходов на сырье и материалы (корм, ветпрепараты, топливо и др.), необходимый персонал и другие оборотные издержки.
7.    Разработка финансового плана проекта. Здесь главное внимание уделяется прогнозному отчету о финансовом результате проекта, отчету о движении денежных средств (кеш-фло) и прогнозному балансу. Отдельным блоком необходимо разработать достоверный план финансирования проекта и соблюдение условий пользования привлеченными денежными средствами.
8.    Расчет показателей эффективности инвестиций в проект (срок окупаемости, внутренняя норма рентабельности, чистый приведенный доход, индекс прибыльности и др.).
9.    Анализ рисков проекта и описание предполагаемых методик риск-менеджмента, применение которых как минимизирует, так и полностью исключает вероятность возникновения убытков и отклонений от запланированных результатов.
10.    Оформление текстовой части бизнес-плана, сбор сопроводительных документов и прочих материалов. Здесь нужно обратить внимание на взаимосвязанность всех предъявляемых документов. Например, если указаны разные цифры в разработанном бизнес-плане и поданной заявке фермером на получение гранта, тогда возникает одно из серьезных оснований для отказа комиссией в предоставлении данной формы господдержки.

Павел Коваленко – исполнительный директор ООО «Бизнес-Константа»

Новые статьи