Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Первые шаги предпринимателя – разработка финансовой модели бизнеса.

137
(0 голосов)


Грамотная финансовая модель представляет собой отражение фактического и  планируемого денежного потока в вашем бизнесе. И если вы хотите построить экономически устойчивый бизнес, или планируете привлекать инвестиции на развитие, вам необходимо составить качественную финансовую модель.

Для составления финансовой модели понадобиться Excel и полный «разбор»  вашего бизнеса.

По своей сути, финансовая модель состоит из планирования будущих доходов и расходов.

План доходов должен включать в себя все возможные бизнес-процессы, приносящие выручку, и оказывающие влияние на ее увеличение. Необходимо детально расписать каждый драйвер привлечения денежного потока в компанию. При этом драйверы могут измеряться не только в денежном эквиваленте.

Например, в онлайн бизнесе, драйвером денежного потока может быть:

- кол-во посетителей сайта;

- кол-во регистраций новых пользователей;

- кол-во поступивших заказов;

- средний чек и др.

Таким образом, вышеуказанные  показатели могут быть и количественными, и стоимостными, и временными.

Далее детально распишите в своей финансовой модели, какие целевые показатели вы планируете реализовывать, какую выручку они будут приносить, как быстро эта выручка будет поступать в компанию.

План расходов чаще всего состоит из двух видов: постоянные расходы и переменные расходы.

К постоянным издержкам целесообразно отнести расходы на аренду помещения или хостинг для сайта, хозяйственные и административные расходы, расходы на маркетинг и др. В целом это расходы, не зависящие напрямую от продаж каждой единицы вашего товара или услуги.

К переменным расходам мы можем отнести - закупку сырья и материалов, затраты на электроэнергию, оплату труда, налоги, транспортные услуги и пр. В целом это те расходы, которые напрямую зависят от продаж каждой единицы вашего товара или услуги.

Некоторые предприниматели относят маркетинговые расходы в отдельный вид – издержки на расширение бизнеса, и классифицируют их в группу переменных расходов, распределяя равномерно на количество месяцев, в которые проводились маркетинговые мероприятия.

В практике нет какого-то единого стандарта разделения расходов организуемого бизнеса. Каждая бизнес-модель строго индивидуальная, и одни и те же расходы могут относиться как к переменным, так и к постоянным. Это будет зависеть и от специфики бизнеса, и от принимаемых решений начинающего предпринимателя.

Прогнозируя выручку и общие расходы создаваемого бизнеса будет легче планировать чистую прибыль нового предприятия.

На основе финансовой модели можно получить отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств, которые позволяют смоделировать возможные доходы, издержки и прибыль планируемого бизнеса,  а так же когда наступит точка безубыточности.

Часто предприниматели сталкиваются с ситуацией, когда, составив финансовую модель своего будущего бизнеса, они принимают решение не запускать предполагаемый проект  на рынок, и либо меняют ряд бизнес-процессов, либо ищут новую идею.

ВАЖНО: Финансовая модель оберегает от запуска необдуманных бизнес проектов и последующих финансовых провалов, и в целом позволяет создать устойчивое и прибыльное предприятие.

 

Коваленко П.П. – тьютор Регионального центра финансовой грамотности