Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Влияние семьи на финансовую грамотность ребенка

447
Оценка: 3.44 (Голосов: 2)
Развитие цивилизованного общества происходит так быстро, что порой сложно перестроиться и «выжить» в условиях плохой экономической и финансовой ситуации в стране. Сейчас это стало особенно актуальным и важным.
В последние годы в образовательном поле обретает популярность деятельность, направленная на повышение финансовой грамотности у подрастающего поколения. Государство решило довольно серьезно подойти к этому вопросу и планирует ввести в школьную программу, наряду с другими предметами урок «Финансовая грамотность». В настоящее время курс по финансовой грамотности в Ставропольском крае проводится учителями в рамках факультативной деятельности. В ходе занятий школьников учат не только бережно обращаться с деньгами, но и рассказывают, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.
Однако у многих детей этот новый предмет не вызывает большой заинтересованности и любопытства, особенно у тех, у которых семейный бюджет дома практически не ведется. Многие подростки не знают, как правильно обращаться с деньгами, как правильно рассчитать доходы и расходы, как тратить, и копить, как пользоваться различными финансовыми инструментами. Хотя по опросам, проведённым среди родителей, становится ясно, что родители очень хотят, чтобы дети были финансово образованы и не допускали ошибок старших.
Мнение экспертов указывает часто на то, что финансовая культура является таким аспектом, к которому школа может лишь привлечь внимание и дать основы знаний. А навык и умения формируются в семейной среде. Для того, чтобы интерес молодого поколения к финансовой культуре возрастал необходимо проводить соответствующие беседы дома, объясняя ребенку всю важность этого предмета, т.к. именно семья закладывает фундамент будущего успеха и финансового благополучия взрослого человека. Необходимо на словах и на практике показывать ребенку как следует распоряжаться своими средствами, на что их тратить в первую очередь. Родителям стоит помнить, что семейное воспитание напрямую влияет на становление и развитие финансовой грамотности их детей. Крайне редко дети привлекаются к обсуждению финансовых нужд семьи, еще более редко детей привлекают к планированию семейного бюджета. Но это и не удивительно, потому что зачастую и между супругами-родителями не происходит таких обсуждений.
Немногие родители знают, как правильно тратить свои сбережения. На это указывает избыток или недостаток вещей, преобладание материального достатка над духовными потребностями растущего ребенка, дисбаланс материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность, безнравственность и противоправность семейной экономики плохо сказывается на финансовой культуре ребенка.
Дорогие родители, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умело управлял своей жизнью в любых экономических условиях, вам необходимо освоить самим и научить своих детей простым навыкам финансово-грамотного гражданина, который ведет учет расходов и доходов, умеет составить свой финансовый план, разбирается в различных финансовых продуктах, различает потенциально опасные мошеннические схемы и умело управляет своими инвестиционными накоплениями.  Это необходимо чтобы цифры расходов не пугали, а росла уверенность в себе и в своей способности зарабатывать деньги, дабы иметь возможность оплачивать необходимые расходы и удовлетворять свои желания.
Детей нужно учить обращению с деньгами — не эмоциональному отношению к ним, а именно умению пользоваться деньгами. Подросткам, которые уже хотят иметь денежные средства в своем личном пользовании, нужно наглядно показать, что будет, если все имеющиеся средства будут потрачены исключительно на удовлетворение сию минутных желаний. Чем старше становится ребенок, тем реже ему следует давать карманные деньги: младшему школьнику – ежедневно; в средней школе – раз в неделю; в старшей школе ребенку можно давать деньги на карманные расходы на месяц, чтобы он планировал и приучался тратить их разумно.
Однако не стоит внушать детям, что деньги надо тратить только на самые необходимые вещи. Человек, который приобретает только необходимые продукты, вещи, в какой-то степени ограничен в финансовом мышлении. Он не может позволить себе что-то интересное и приятное, так формируется идея финансовой бедности. Задача родителей — искать золотую середину, объяснять, сколько денег есть, что нужно купить, почему сейчас следует приобрести то, а не иное. Причем такие беседы лучше вести не в магазине, а дома. Ребенок должен понимать, чем чревато каждое финансовое решение, и что финансовые риски существуют всегда.
В следующем материале мы расскажем, как правильно объяснить ребенку, как нужно тратить свои средства и что лучше приобретать в первую очередь.

Л.П. Хамидулина, Тьютор минфина Ставропольского края

Новые статьи