Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Личный бюджет для начинающих

455
(0 голосов)

 Учет личных финансов – скучный и бессмысленный? Эта фраза – не о вас! Вы решили, что не хотите мучительно размышлять на тему, куда делись все деньги на третий день после зарплаты, с ужасом обнаруживать полностью выбранный лимит по кредитной карте, краснеть, занимая у знакомых «до зарплаты». Ваш выбор – разумно распоряжаться своими деньгами, иметь «подушку безопасности» и делать сбережения для реализации поставленных вами целей.

Сформулированное намерение – половина дела. Для полного успеха необходимо знать, с какой стороны подойти к управлению личными финансами.

 

С чего следует начать?

Есть три основных составляющих искусства ведения личного бюджета: планирование, учет и контроль.

Как правило, начинают с планирования.

 

Планирование не любит спешки, поэтому выделите свободный вечер или выходной и постарайтесь, чтобы вам никто не мешал.

Ваша цель – расписать доходы и расходы на год вперед. Впрочем, если вам сложно планировать на такой долгий срок, сделайте для начала полугодовой план. Сокращать сильнее горизонт планирования я не рекомендую, так как вы рискуете получить учет ради учета, который не поможет в реализации ваших целей.

Вначале перечислите ваши доходы, постоянные, куда может входить зарплата, стипендия, различные пособия, доход от сдачи квартиры в аренду и т.п., и переменные, например, премии, подарки и прочее.

Затем переходите к расходам. Постоянные расходы обычно включают питание, коммунальные услуги, проезд, красота и здоровье, отдых и развлечения и другие. Переменные расходы – это отпуск, налоги, страхование, оплата обучения и т.д. Конкретные виды доходов и расходов зависят от вашего образа жизни.

Подумайте, не упустили ли вы что-либо важное, например, оплату ОСАГО на автомобиль или покупку абонемента в спортивный клуб. Обязательно включите в состав расходов сбережения на формирование «подушки безопасности», либо, если она у вас уже есть, на реализацию целей.

Удобнее всего фиксировать доходы и расходы в таблице, учитывая их в том месяце, в котором предполагается осуществить.

 

 

Месяц

Доходы

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

Постоянные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарплата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доход от сдачи квартиры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переменные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квартальная премия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постоянные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Питание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммунальные услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспорт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет, телевидение, мобильная связь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Подушка безопасности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переменные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страхование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одежда, обувь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оплата обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Остаток (доходы минус расходы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уже на этом этапе могут возникнуть различные «сюрпризы». Например, остаток средств практически во всех месяцах будет отрицательным. Выход тут один – урезать наименее важные статьи расходов. Конечно, вы можете задуматься о дополнительном заработке, однако включать дополнительные доходы в план можно только в том случае, если у вас налажен канал этот канал поступления средств. Например, два раза в месяц по выходным вы проводите мастер-классы по скрапбукингу или выпечке пирожных, и у вас есть возможность увеличить количество занятий до четырех. В противном случае планируйте свой бюджет исходя из текущей финансовой ситуации.

В некоторые месяцы остаток будет отрицательным из-за значительных разовых  трат. Чтобы перекрыть дыры в бюджете, планируйте откладывать часть доходов, например, заведите отдельный конверт или депозит «на налоги» (почитайте статью на нашем сайте «Как открыть свой первый депозит), отложите декабрьскую премию на отдых в июле и т.д.

 

Итак, вы получили первый наглядный проект личного бюджета на год. Однако, как показывает практика, люди, не имеющие большого опыта в планировании бюджета, склонны недооценивать свои регулярные траты, а также переоценивать свою решимость экономить на чем-то для достижения финансовых целей. Так что план будет служить вам пока только ориентиром, а не догмой.  Корректировать его придется еще не раз. 

 

Далее приступайте к учету. Только, пожалуйста, не давайте себе обещание начать с понедельника, первого числа месяца либо с первого января! Сделайте это сегодня вечером!

Способов учета финансов множество. Любители писать вручную могут завести себе отдельный блокнот для учета, или вести учет в модном сейчас bullet journal. Пользователи ПК старой формации, возможно, предпочтут сделать себе таблицу в Excel. Предпочитающие удобство имеют возможность установить себе на компьютер либо на телефон одну из множества платных или бесплатных программ с различным функционалом, таких как CashFly, Money Lover, Дзен-мани и другие, а также вести учет онлайн, например, на сайтах Интеллект Деньги, CoinKeeper и т.п.

Степень детализации расходов зависит только от ваших предпочтений. Например, вы можете отдельно учитывать помидоры и огурцы, молоко себе и молоко кошке. Либо, наоборот, выделять укрупненные группы расходов, скажем, «Продукты». Однако, не делайте слишком общие расходные статьи, так вы не сможете обозначить проблемы в бюджете и резервы для экономии. Например, в конце месяца вы будете видеть, что расходы на «Продукты» превышают план почти в два раза, но узнать, тратите ли вы деньги на полезные овощи и качественное мясо или на кофе и тортики без детального учета вы не сможете.

 

Прошел месяц – пришло время аудита бюджета, или сверки плана с фактом.

Расхождение цифр на 3-5% является нормой. Более серьезные несоответствия требуют анализа. Как правило, причин расхождения запланированных и фактических доходов и расходов три:

- неправильное планирование;

- излишние траты;

- непредвиденные расходы.

Сделав выводы, откорректируйте бюджет на следующий месяц.

 

И последний совет – не относитесь к ведению бюджета как к трудовой повинности. Меняйте формы, программы, статьи расходов, вносите элемент игры, чтобы управление личным бюджетом стало для вас не только полезным, но еще комфортным и интересным занятием.

 

Людмила Белоусова, независимый финансовый консультант

Новые статьи