Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Масштабирование бизнеса

169
(0 голосов)

На стартовом этапе своего пути каждый начинающий предприниматель задумывается в первую очередь над тем, как вернуть вложенные в бизнес средства, рассчитаться с кредитами, займами и выйти на стабильную прибыль. Мысли о расширении (масштабировании) бизнеса и открытии филиалов обычно отодвигаются на второй план. Тем не менее, задумываться о расширении бизнеса просто необходимо. Вовремя и грамотно реализованное масштабирование бизнеса может принести существенное повышение прибыли и увеличение занятой вами доли на рынке.

 

Но как понять, что ваш бизнес готов к тому, чтобы его расширять? Ключевым фактором готовности бизнеса к масштабированию является стабильно увеличивающаяся прибыль и растущее общее количество ваших клиентов (не столько за счет ваших личных усилий, как за счет востребованности предлагаемого продукта или услуги). Вторым важным фактором являются ваша финансовая способность открыть дополнительный филиал. Не ударит ли открытие филиала по планам развития основного головного отделения бизнеса? Одновременно  следует произвести  исследование рынка на предмет конкуренции в той локации, где вы намерены открыть потенциальный филиал. Если конкуренция в осваиваемом сегменте рынка в предполагаемом месте слабая, а количество потенциальных клиентов приемлемо, то это является неплохим стимулом открытия филиала.

 

Если становится понятно, что ваш бизнес готов к масштабированию, то значит пришло время определиться по какому варианту его осуществить.

 

В вопросе расширения (масштабирования) бизнеса можно выделить нижеперечисленные три основные  направления.

1. Создание своих филиалов. Традиционный подход и довольно управляемая модель развития бизнеса. От предпринимателя требуется мониторинг финансовых потоков и поддержание качества предлагаемых товаров и предоставляемых услуг. Главная сложность данного варианта в том, что требуются значительные финансовые средства на открытие филиалов.

2. Организация возможности предоставления ваших услуг или продажи товаров через интернет. Вариант, подразумевающий расширения вашей покупательской аудитории посредством создания сайта с возможностью онлайн-заказа. Сайт должен быть удобным, функциональным, с современным привлекательным дизайном. Определенную сложность доставляет необходимость «раскрутки» сайта и организация эффективной логистики. Данный вариант подходит не для всех, в виду сложности или невозможности продажи через интернет некоторых видов товаров и услуг.

3. Расширение вашего бизнеса через франчайзинг. Франчайзинг – это когда одна фирма (франчайзор) передает за плату (роялти) другой фирме или предпринимателю (франчайзи) право вести бизнес, используя готовую апробированную бизнес модель. Так же франчайзи пользуется раскрученным именем франчайзора, имеющимися механизмами продвижения на рынке  и наработанной клиентской базой. Благодаря такому варианту можно быстро и недорого выстроить сеть региональных отделений. К минусам такого варианта можно отнести значительно более низкую финансовую отдачу, чем от ваших собственных филиалов и необходимость более тщательного контроля качества обслуживания клиентов.

 

При выборе наиболее подходящего для вашего бизнеса варианта масштабирования, не нужно зацикливаться на каком-то одном. Гораздо грамотнее рассмотреть вариант их комбинирования. Например, в ключевом для вас сегменте рынка создавать собственные филиалы, а в остальных сегментах применить франчайзинговый вариант развития бизнеса.

 

ВАЖНО: Любой начинающий предприниматель, должен понимать, что проведенное масштабирование бизнеса еще не дает гарантию его дальнейшей успешности. Успешность бизнеса может обеспечить только ваш грамотный аналитический подход и эффективный менеджмент в этом деле.

 

Бугаев В.А., Коваленко П.П. - тьюторы Регионального центра финансовой грамотности населения Ставропольского края
Новые статьи