Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Опасности современных технологий для пожилых людей. Научите своих бабушек и дедушек избегать ловушек мошенников

58
(0 голосов)

Современные бабушки живут в современных многоэтажках, переходят дорогу по светофору без провожатых, пользуются компьютерами и мобильными телефонами. Но им тоже нужна помощь, особенно в освоении современных технологий. Пожилым людям трудно адаптироваться к быстро меняющемуся миру, они становятся незащищенными, чем и пользуются финансовые мошенники, не брезгующие отнять сэкономленные копейки у пенсионеров.

Если вы хотите облегчить жизнь своих близких, помочь избежать ловушек мошенников, научите их правильно и безопасно пользоваться современными финансовыми инструментами. 

Пожилые люди часто чувствуют неуверенность из-за незнания изменений в законах, поэтому один из распространенных способов мошенничества – обещание людям всяческих компенсаций и благ, о которых чиновники якобы умалчивают. 

На мошеннических сайтах распространяется информация о том, что Пенсионный фонд России обманывает граждан и не учитывает всю информацию о стаже и заработке при начислении пенсии. Здесь же предлагаются бесплатные юридические консультации, где пенсионерам обещают перерасчет пенсий на значительные суммы, вплоть до нескольких сотен тысяч рублей. В ходе консультаций пенсионеров убеждают, что на Пенсионный фонд нужно подать в суд, и уговаривают заключить договор на оказание платных юридических услуг. В результате люди теряют не только деньги, но и предоставляют мошенникам копии своих документов: паспорта, СНИЛС и других.

Липовые негосударственные пенсионные фонды обещают выплаты тем, кто какое-то время не пользовался бюджетными средствами, не обращался в поликлинику. Для оформления заявки на зачисление якобы причитающихся средств мошенники также выманивают паспортные данные и номера СНИЛС, плюс берут деньги за «работу». 

Злоумышленники знают много способов, как воспользоваться полученными сведениями. Используя паспортные данные, номер СНИЛС, мошенники могут взять имя пенсионера кредит или займ в микрофинансовой организации, перевести средства в негосударственный пенсионный фонд, зарегистрировать номер телефона, открыть предприятие и использовать его для отмывания денег. 

Всевозможными способами мошенники выманивают у пенсионеров данные пластиковых карт, после чего похищают накопленные с большим трудом сбережения.

Схема получения секретных сведений одинаковая: вначале спрашивают номер карты, срок действия, CVV код, затем код подтверждения оплаты, после чего деньги с карты уходят к злоумышленникам.

Разнообразны предлоги, под которыми похищаются данные. Одни мошенники под видом работников социальной службы звонят пожилым людям домой и сообщают, что им положена путевка в санаторий, деньги на оплату путевки перечислят на карту. Другие представляются работниками пенсионного фонда и рассказывают о том, что произошел перерасчет пенсий за несколько месяцев и невыплаченную сумму нужно срочно отправить по назначению. Казалось бы, должен сразу возникнуть вопрос, почему нельзя перечислить компенсации на ту же карту, куда поступает пенсия? Но многие пожилые люди, привыкшие верить работникам государственных органов, теряются и рассказывают мошенникам все, что они хотят услышать. 

Поясните своим близким, что люди, обещающие «деньги с неба» - мошенники. Если у пенсионера есть вопросы о компенсациях, размере пенсии, положенных ему выплатах, обращаться надо не к «добрым людям», а в государственные органы. Помогите пожилым людям записаться на прием или написать вопрос в онлайн-приемную пенсионного фонда, налоговой инспекции и т.п.

Предупредите, что нельзя сообщать незнакомым людям любые персональные данные. 

Пенсионерам часто не хватает общения, отдушиной для них являются соцсети. К сожалению, мошенники пытаются добраться до денег простодушных граждан и там.

Один из старых распространенных способов обмана: просьба о помощи. Мошенники взламывают страницу какого-нибудь человека и начинают от его имени просить деньги у всех друзей. Получив от близкого человека сообщение «я попал в больницу», «у меня большие неприятности», пожилые люди без вопросов отправляют деньги, а потом узнают, что отправителю о просьбе ничего не известно. Более того, обнаглевшие мошенники не стесняются позвонить пожилому человеку со словами: «Мама/ папа, я попал в аварию, в полицию, в больницу и т.п., мне срочно нужны деньги, объясню потом». Обычно они намеренно создают помехи в связи, чтобы голос было невозможно опознать. Если же встревоженный человек спросит: «Сынок, что у тебя с голосом?», у злоумышленника и на это готов ответ: «Разбиты губы, болит челюсть». Даже у самых недоверчивых людей разум может отключиться при мысли, что его ребенку грозит опасность. 

Договоритесь со своими родственниками, что в случае подобных звонков они должны вначале выяснить ситуацию, перезвонить вам, другим родным и друзьям, а не отдавать деньги неизвестным людям. 

 

Людмила Белоусова,

финансовый консультант