Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Правила информационной гигиены должны стать привычкой

118
Оценка: 3.56 (Голосов: 3)

По официальным данным Роскомнадзора, последние пару лет в нашей стране количество  обращений граждан с жалобами на некорректную работу с персональными данными снижается, но кредитные организации по-прежнему остаются в топ-листе «нарушителей».

Информация стала товаром

Так, за январь-сентябрь 2019 года в адрес Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от ставропольцев поступило 120 обращений, содержащих сведения о нарушении прав субъектов персональных данных банками и кредитными организациями. Например, предметом жалоб в этом году стали ситуации, в которых банки, использовали паспортные данные жителей края для незаконного оформления микрозаймов на других лиц или поручали обработку сведений другому лицу в целях взыскания кредитной задолженности. В результате принятых специалистами управления мер в 47 случаях была прекращена незаконная обработка персональных данных, направленная на возврат просроченной задолженности заемщика.

«В связи с развитием информационных технологий, социальных и коммуникационных сетей и повсеместным внедрением электронного документооборота в информационной среде собран огромный массив личной и конфиденциальной информации. И уже на протяжении многих лет в нашей стране ведется масштабная разъяснительная работа, – говорит руководитель Управления Роскомнадзора по СКФО Дмитрий Поляничев. – Стоит сказать, что в связи с этим немало тех, ктодействительно начал более трепетно следить за тем, как используются те сведения, которые они оставляют о себе при взаимодействии с какими-то организациями. Ведь очевидно, что персональные данные граждан стали представлять собой конкурентный товар на рынке. Но вместе с тем по-прежнему очень многие граждане да и операторы персональных данных в полной мере не осознают опасность необдуманных действий по разглашению личной информации. Так что в очередной раз повторю, что разумная осторожность и соблюдение простейших правил личной информационной гигиены могут предотвратить очень серьезные неприятности».

Только с согласия клиента

Согласно законодательству, кредитные организации являются в нашей стране операторами персональных данных, то есть они владеют теми сведениями, которые необходимы для однозначной идентификации клиента. К персональным данным относятся фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации, семейное, социальное или имущественное положение, образование, профессия, уровень дохода. Сюда же попадает биометрическая информация, банковская и кредитная история, подтверждают в региональных финансовых организациях. Подобные сведения необходимы не только для проверки личности, но и для оценки платежеспособности клиента.

Но принципиально важно, что банки, как и любые операторы персональных данных, могут работать с личной информацией клиента только с его личного согласия, которое он дает, как правило, при первом обращении в кредитную организацию. Как показывает практика последних лет, банки предпочитают включать в подобные документы весь перечень действий, которые они хотели бы совершать с информацией о клиенте. Речь может идти в том числе о передаче данных партнерам, использовании их для рекламной рассылки или для анализа.

«Потому не игнорируйте содержание подписываемых бумаг. Ваше согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным», - подчеркивает координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко.

К слову, важно знать следующее. Если человек хочет прекратить отношения с кредитной организацией, это совсем не означает автоматического удаления персональных данных. Теоретически они продолжают храниться и даже используются, пока действует договор сторон.

При этом в реальности многие организации не спешат избавляться от информации даже сразу после прекращения официального сотрудничества или даже при отзыве человеком своего согласия. Банк некоторое время будет хранить данные в связи с требованиями исковой давности и финансового контроля. В законодательстве действительно прописан ряд подобных случаев (например, если информация необходима для защиты законных интересов кредитной организации). Но для всех ситуаций обозначены конкретные сроки.

Впрочем, если вы устали от навязчивых рассылок или звонков тех организаций, с которыми некогда имели и уже завершили финансовые отношения, стоит озаботиться подготовкой и подачей запрета на использование персональных данных. Добавим, что просьба удалить персональные данные и не обрабатывать их должна подаваться в письменной форме — сразу в отделении или по почте. При этом банк должен уведомить клиента, что требование выполнено. В противном случае также можно обращаться в Роскомнадзор за выяснением правомерности происходящего.

Попытка снять бремя

Однако обратим внимание, что далеко не все факты нарушений, изложенные в обращениях, в окружном Управлении Роскомнадзора подтвердились.

Дело в пресловутой забывчивости и беспечном отношении к своей подписи. В частности, согласие клиентов на передачу данных третьим лицам прописано в кредитных договорах в подавляющем большинстве случаев. Поэтому доводы людей, которые жалуются на неправомерную передачу их данных банками коллекторам, подтверждаются уже не так часто. В свою очередь при поступлении жалоб на назойливость коллекторов Роскомнадзор не может дать оценку используемым ими методам для взыскания задолженности, поскольку это работа других ведомств, в первую очередь, правоохранительных органов.

А бывает, что специалисты службы сталкиваются с недобросовестностью и самих заемщиков - далеко не редкостью остаются ситуации, когда заявители через обращения в разные ведомства (включая Роскомнадзор) пытаются уйти от ответственности и, например, избежать платежей по ранее заключенным кредитным договорам. 

Нужно знать и помнить

Итак, в целях безопасности специалисты советуют придерживаться нескольких ключевых правил при взаимодействии с кредитными организациями (хотя по большому счету, они подойдут почти для всех случаев). Предоставляя сведения о себе, нужно хорошо понимать, кому и для каких целей вы их даете. Не спешите, удостоверьтесь, что в заполняемом вами договоре правильно указано название организации и точно обозначена причина, по которой ею собирается информация (в зависимости от ситуации: сумма кредита, наименование товара, который вы приобретаете в рассрочку, сроки и т. д.).

Также до подписания документа следует уточнить правила обработки информации, которые существуют в этой организации. Помните, что передать ваши сведения третьему лицу организация может только с вашего письменного согласия, которое, повторим, вполне может быть «вшито» в основной кредитный договор. Потому не стесняйтесь задавать вопросы или брать время на ознакомление с бумагами.

Более того, если в бланке согласия на обработку персональных данных не предусмотрена точных формулировок, стоит выяснить пределы этого согласия. Многие крупные банки, кстати, сейчас предлагают такие формы, что человек может одобрить одни операции и запретить другие. Например, клиент может отказаться от получения рекламной рассылки.

И, наконец, никогда не передавайте свои документы посторонним людям. Несмотря на все предостережения, люди по-прежнему очень беспечно относятся к информации о себе, спокойно отдавая свои паспорта и банковские карты сотрудникам магазинов, фитнес-клубов, кафе, косметических салонов и сервисов доставки для ксерокопирования и заполнения каких-то непонятных бумаг. Исчерпывающие данные о себе многие указывают также в анкетах интернет-ресурсов.

«Если же у вас возникли подозрения, что переданные вами персональные данные кто-то использует не по назначению, незамедлительно обращайтесь за поддержкой к нашим специалистам, которые обязательно разберутся в ситуации и предпримут все меры для восстановления ваших прав», – заверил Дмитрий  Поляничев. Российское законодательство предусматривает ответственность оператора за утечку персональных данных или некорректную работу с ними. Это может быть, к примеру, административный штраф до 75 тысяч рублей за каждое нарушение.

Также напомним, что гражданин имеет право сделать запрос в любую организацию, которой в свое время передавал сведения о себе, с целью выяснения порядка работы с этой информацией на текущий момент.

Юлия НОВИКОВА.