Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

На звонки от лжесотрудников банка попадаются люди всех возрастов

186
Оценка: 3.3 (Голосов: 1)
 Так, в январе в отдел МВД России по городу Кисловодску с заявлением о совершенном в отношении него противоправном деянии обратился 71-летний местный житель. Пенсионеру позвонил якобы представитель одного из финансовых учреждений и сообщил о попытках взлома его банковских счетов. Пожилой мужчина поверил мошеннику, после чего последний получил удаленный доступ к личному кабинету кисловодчанина. И с его счетов похитили 1,3 миллиона рублей. Также установлено, что в тот же день аналогичный звонок поступил жительнице Шпаковского района. Однако женщина не поддалась на уловки злоумышленника, не назвала данные своих счетов и прервала разговор. 
 Полицейские выяснили, что к совершению противоправных деяний причастны жители одной из областей Уральского федерального округа. В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники Управления уголовного розыска краевого Главка совместно с коллегами из Челябинска, Москвы и Кисловодска задержали злоумышленников по месту жительства в Челябинске.  
 Оказалось, что была организована группа, разделенная на два звена. Участники одного из них выполняли роли так называемых «звонарей», вводили в заблуждение граждан о блокировке банковских карт и незаконном списании денежных средств, а в дальнейшем убеждали перечислить определенные суммы на резервный счет, а также продиктовать необходимые для кражи средств данные. Другие же занимались скупкой банковских карт у граждан, куда и поступали средства от афёр. Еще двое злоумышленников обналичивали денежные средства. 
 Ставропольские полицейские провели несколько обысков в местах, где проживали злоумышленники. Были изъяты свыше 70 банковских карт, 18 мобильников, около ста сим-карт, документы, техника, блокноты с записями, копии паспортов граждан, деньги. Органами следствия отделов полиции города Кисловодска и Шпаковского района были возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных п. б ч. 4 ст. 158 (кража) и ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159 (покушение на совершение мошенничества) УК РФ, которые переданы для дальнейшего расследования в Главное следственное управление ГУ МВД России по Ставропольскому краю. Ряду задержанных судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. При этом продолжаются все необходимые процессуальные и следственные действия, направленные установление причастности фигурантов уголовных дел к совершению аналогичных противоправных деяний на территории региона, а также задержанию организатора и других участников.  
 Это далеко не единственный пример, когда ставропольцы теряли накопления из-за действий телефонных и интернет-аферистов, действующих из других регионов. По словам подполковника полиции Карена Данилова, возглавляющего отдел по борьбе с преступлениями в сфере информационно-телекоммуникационных технологий управления уголовного розыска ГУ МВД Ставропольского края, анализ раскрытых телефонных и интернет-мошенничеств показывает: большинство преступлений совершаются теми, кто находится за пределами региона. Так, в этом году в отношении ставропольцев такие преступления совершались из 39 регионов России – наиболее часто из Московской, Волгоградской, Челябинской, Ленинградской и Свердловской областей, также фигурирует Краснодарский край. 
 «По статистике, каждое четвертое преступление общеуголовной направленности – это преступление с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, а каждое пятое – это дистанционная кража или мошенничество, – говорит К. Данилов. – Кого-то обманывают на две тысячи рублей, а кого-то – на миллионы. За 2020 год зарегистрированный ущерб от действий мошенников составил несколько десятков миллионов рублей».  
 Чем мошенники «подлавливают» своих жертв? Как и прежде, чаще всего они представляются сотрудниками службы безопасности банка или псевдородственниками, которые якобы попали в беду. «Еще обманывают возможностью получить компенсации за приобретенные ранее медицинские препараты или БАДы, – рассказывает К. Данилов. – Обычно у преступников есть списки с покупателями препаратов. Их можно приобрести в интернете, они находятся в открытом доступе. Но в общем, мошенники часто играют на чувстве наживы, которое движет жертвами. Люди зачастую добровольно выполняют все требования. В группе риска престарелые граждане, но если говорить про самый распространенный способ – звонки от якобы сотрудников банка – то на него попадаются люди всех возрастов».  
 В полиции подчеркивают, что расследование подобных преступлений требует значительных трудозатрат и большого объем мероприятий на территории других субъектов. В этом плане есть некоторые трудности, но рост статистики раскрываемости показывает, что взаимодействие правоохранителей уже выстроено на должном уровне. 
 Если говорить о примерном портрете таких преступников, то мошенники зачастую являются хорошими психологами. Как правило, это молодые мужчины и женщины. Зачастую они были ранее судимы и продолжают вести антисоциальный образ жизни и не хотят зарабатывать честным трудом. В то же время они часто – специалисты IT-сферы и банковского дела, утверждает полицейский.  
 Как защититься от телефонных и электронных мошенников? Все зависит, по сути, от потенциальной жертвы. На финансовые темы не нужно общаться с незнакомцами. В очередной раз повторим, что представители служб безопасности банка обычно не звонят гражданам, сотрудники финансовых организаций не имеют права интересоваться по телефону персональными данными клиентов, данными их карт или счетов. А тем более – они не могут давать указаний, куда человеку следует переводить свои денежные средства. 

 Ю.Новикова