Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Обсуждаем защиту прав потребителей финансовых услуг

496
(0 голосов)

С какими нарушениями финансовых прав приходится сталкиваться ставропольцам

15 марта — День защиты прав потребителей. И в рамках краевой программы повышения уровня финансовой грамотности населения  ежегодно проводятся круглые столы, посвященные защите прав потребителей финансовых услуг. Их организатор - заведующая кафедрой правовой культуры и защиты прав человека Елена Терещенко. Такие мероприятия всегда привлекают внимание к актуальным проблемам, способствуют повышению финграмотности ставропольцев и, главное,  на них можно получить  советы, применимые на практике. А это очень важно. Ведь по официальным данным Южного  ГУ Банка России объем выдачи банковских кредитов населению в 2017 году составил  на Северном Кавказе – 225,2 млрд рублей, что почти на треть выше показателей 2016 года. И больше всего займов  в СКФО  получили жители  Ставропольского края (118,7 млрд рублей).

Кстати, ближайшее мероприятие состоится 15 марта на базе СКФУ,

Постоянным участником круглых столов является  председатель правления «Ставропольской краевой общественной  организации защиты прав граждан и потребителей» Лейла Сароян. Она рассказала, как минимизировать возможные проблемы при взаимодействии с финансовыми организациями.

- Лейла Шамиловна,  ваша организация существует уже несколько лет. С какими нарушениями своих прав чаще всего сталкиваются ставропольские потребители?

- На самом деле суть  обращений  особо не меняется: люди жалуются на качество медицинских услуг, ремонтных работ, магазины и так далее. В последнее время суть немалого числа жалоб -  сложности  с финансовыми организациями. Но хочу отметить, что  народ стал намного грамотнее чем раньше. Теперь защита своих прав перестала быть чем-то абстрактным. Но, к сожалению, и нечестные предприниматели  находят все новые способы обойти законы.

- Вы упомянули про финансовые организации. На что следует обратить внимание при взаимодействии с ними?

- Сейчас в крае  достаточно  случаев,  когда  финансовые организации (как банки, так и МФО)  вместо кредитного договора выдают клиентам на руки  документ который называется «Согласие на кредит». Да, в нем прописаны все условия и заемщик ставит подпись под пунктом, что он с  ними согласен. Поэтому люди и не замечают подвох.  Однако непосредственно сам  договор человеку  не предоставляется. А это  является нарушением ст. 10 закона РФ «О Защите прав потребителей», так как исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Мало того, когда  уже мы вместе с истцом обращаемся в организацию с требованием выдать экземпляр договора, нам  отказывают. И в результате приходится идти в суд. В соответствии со ст.820 ГК РФ, кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение условия влечет за собой недействительность кредитного договора!  Можно подписывать сколько угодно разных бумаг, но без основного документа вероятность оспорить сделку весьма высока. Просто зачастую еще до обращения в правозащитные организации, люди пытаются решить проблему самостоятельно. А  в банках и МФО их убеждают, что раз   подписано согласие, то никакие дальнейшие действия не имеют смысла. И многие, увы, верят.

И я хочу акцентировать внимание на важном моменте. Ни в коем случае не берите другой кредит, чтобы перекрыть первый, тем более во всяких МФО, иначе вы просто попадете под кредитную лавину. Если не удалось договориться с финансовой организацией  о реструктуризации или пролонгации долга, не бойтесь идти в суд.  Главное, не тянуть время, ведь на тело кредита ежемесячно начисляются проценты. А после суда, кстати,  должника обязывают выплачивать лишь сам займ, с процентами,  но без штрафов и неустоек, который начислил банк. 

- Раньше было много жалоб на то, что финансовые организации навязывают страховку жизни, здоровья....

- К сожалению, положение дел особо не меняется. Теоретически с 2017 года Указом ЦБ РФ в течение двух недель за потребителем сохраняется право расторгнуть договор страхования и вернуть денежные средства. Проблема в том, что оно распространяется лишь на договор добровольного страхования. А страховые компании придумали, как обойти этот момент:  теперь при оформлении  кредита они  подключают потребителей к так называемой программе коллективного страхования. То есть, обратилось за день несколько человек, всех оформляют по одному договору страхования.  Вдобавок еще берут с потребителя деньги за подключение к указанной страховой программе и  вся сумма  включается  в общую стоимость кредита.  Чаще всего опять-таки на руки  не предоставляется документ, который подтверждает, что вы действительно включены в список застрахованных лиц. У потребителя остается только  заявление о включении в программу страхования. Так вот,  ситуация  также является нарушением прав потребителей:  согласно ст. 940 ГК РФ «Форма договора страхования», договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (ст.969 ГК РФ).

- Получается, что человек, не сталкивавшийся с финансовыми организациями, без соответствующего образования фактически беззащитен?

- Я бы не была так категорична.  При взаимодействии с банками, МФО, страховыми компаниями во многих случаях проблемы было бы проще предотвратить, а не разбираться с последствиями. Особенно, когда речь идет о значительных суммах. Проконсультируйтесь со сторонними специалистами до подписания разного рода документов, при наличии возможности обратитесь заранее к юристу. А если вас торопят с подписанием и не дают  документы для предварительного ознакомления с собой, лучше вообще с такой организацией не связываться: дороже выйдет. Но даже когда  момент упущен, все равно не отчаивайтесь. Нередко людей  пугают перспективы судебных издержек и бумажной волокиты. Но потребитель в ряде случаев освобождается от уплаты госпошлины при подаче заявления в суд, к тому же   дело рассматривается в таких ситуациях  по месту жительства истца.   Помощь в разного рода спорах, в том числе и в составлении заявлений оказывает роспотребнадзор,  правозащитные организации.

Беседовала Анна Учаева

Новые статьи
Кот Белобок в гостях у «Скворушки»
Рубрика: Финансовое планирование
Самостоятельные путешествия. Как я бронирую жилье
Рубрика: Финансовое планирование