Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Как финансовый омбудсмен поможет защитить ваши деньги и права?

226
Оценка: 3.02 (Голосов: 1)

Отметим, что ставропольцы в последнее время активизируются в борьбе за свои права. Кто их чаще всего нарушает, иллюстрирует в числе прочего следующий пример – так, только за июнь 2018 года в Банк России поступило около 220 жалоб от потребителей финансовых услуг в Ставропольском крае. Более половины из них касаются деятельности кредитных организаций, в том числе банков, около 25 процентов заявителей жаловались на страховщиков. 12 процентов жалоб пришлось на микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и ломбарды. Потому очевидно, что услуги нового омбудсмена будут востребованы.

Основные положения закона, регулирующие деятельность института финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, вступили в силу 3 сентября. Отметим, что в мировой практике это распространенное явление. Институт финансового омбудсмена есть во многих западных странах. Его главная задача – урегулирование конфликтов граждан с финансовыми организациями до суда в тех случаях, когда стороны не смогли сделать это сами.

Давайте разберемся, чем займется отечественный финансовый омбудсмен. Уже прописано, как  можно будет получить его помощь тем, кто считает свои права нарушенными. Это важно знать, так как в близкой перспективе обращение к омбудсмену станет обязательной стадией спора гражданина и финансовой организации перед обращением в суд.

В поисках компромисса

В федеральной прессе звучит такая цифра: по примерным подсчетам, служба финансового омбудсмена будет рассматривать около 240 тысяч дел в год. Примерно так оценивается масштаб имущественных споров граждан с финансовыми организациями, по которым проходят требования в пределах 500 тысяч рублей. Нестандартные споры, в которых фигурируют более крупные суммы, по-прежнему будет необходимо решать через суд. При этом разногласия по ОСАГО будут рассматриваться финансовым омбудсменом вне зависимости от суммы.

Согласно нововведениям, обращение граждан к финансовому уполномоченному станет обязательно до подачи иска в суд. Процедура рассмотрения споров такова. Сначала потребитель обращается непосредственно к организации, к которой возникли претензии. Если ответ не удовлетворит гражданина, то к решению проблемы он подключает финансового омбудсмена, который еще раз отправляет в организацию жалобу потребителя и дает до пяти дней на ее повторное рассмотрение. На этом этапе финансовая организация может полностью выполнить требование гражданина, и отчитаться об этом перед омбудсменом, или же договориться с гражданином о возможном урегулировании спора и оформить соглашение.

Если же стороны так и не смогли помириться, то финансовый уполномоченный выносит свое решение по жалобе в срок до 15 рабочих дней. В некоторых случаях этот срок могут продлить на 10 дней, если, например, необходима техническая экспертиза. Если вместо гражданина к финансовому уполномоченному обратился профессиональный посредник (юрист), то спор рассматривается в течение 30 рабочих дней.

В случае несогласия с решением финансового уполномоченного любая из сторон спора вправе обратиться в суд. Но если организация проиграет в суде, то ей придется дополнительно выплатить в пользу потребителя штраф — 50% от суммы удовлетворенной претензии.

Оперативно и бесплатно

Главный эффект нововведений в том, что все это обязательно к исполнению. Финансовые организации будут обязаны выполнить решение финансового омбудсмена. В противном случае финансовый уполномоченный уведомляет Банк России и выдает организации специальное удостоверение (его можно назвать аналогом исполнительного листа) для принудительного исполнения решения.

Помимо того, что служба финансового уполномоченного должна работать оперативно, ее услуги для граждан будут бесплатны. Предполагается, что это станет подспорьем для тех, кто не может себе позволить расходы на профессионального посредника, что порой изначально ставит их на слабые позиции в судебных разбирательствах.

Подать обращение финансовому уполномоченному можно будет в электронном виде на его сайте, через портал госуслуг или в любом МФЦ. Более того, служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного обязана помочь заявителю правильно оформить претензию. Особенно удобно то, что основная форма разрешения спора – заочная, человеку не нужно будет куда-то ехать из другого города или региона.

В систему войдут все

Когда финансовый омбудсмен начнет работу? Добровольно финансовые организации могут подключиться к системе уполномоченного с 3 декабря 2018 года. Чуть позже выполнение решений финансового уполномоченного станет обязательным для страховых организаций – сначала в части ОСАГО и других «моторных» видов страхования (с 1 июня 2019 года), потом для остальных видов страхования, кроме ОМС (с 28 ноября 2019 года). С 1 января 2020 года решать спорные вопросы с помощью омбудсмена будут обязаны микрофинансовые организации, а спустя еще год – все банки страны, кредитные кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды, иначе финансовые организации не будут иметь право работать с физическими лицами.

Закон предполагает, что будет один главный финансовый уполномоченный и ряд отраслевых финансовых омбудсменов. Сегодня сложно предположить, сколько именно человек потребуется для решения споров населения с финансовыми компаниями. Теоретически, финансовых омбудсменов может быть несколько десятков, но это будет зависеть от количества споров, тогда можно будет рассчитать нагрузку на одного уполномоченного.

Это будет эффективно?

Как показывает международная практика, многие имущественные споры решаются еще на этапе подачи претензии от финансового омбудсмена. Поэтому через несколько лет после начала работы нового института финансовых уполномоченных число имущественных споров может значительно снизиться. Ведь новый закон призван, в том числе, изменить отношение финансовых организаций к своим клиентам, обеспечить добросовестное отношение к потребителю.

На первоначальном этапе формирования институт будет финансироваться Банком России. А затем сами финансовые организации будут обязаны выплачивать взносы на работу института. Причем размер взносов будет напрямую зависеть от количества решений омбудсмена против организации в спорах с гражданами: чем их больше – тем более солидную сумму придется заплатить. Это серьезный стимул для финансовых организаций работать более прозрачно с потребителями. Таким образом, работа нового института с одной стороны должна дисциплинировать финансовые организации, а с другой – повысить доверие населения к финансовому рынку.

 

Юлия Новикова