Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Ставропольцы продолжают верить телефонным мошенникам

09 октября 2019
42

Нынешней осенью в новостной хронике Ставрополья немало сообщений о пресловутом телефонном мошенничестве — в них фигурируют украденные накопления семей в десятки и сотни тысяч рублей. Несмотря на многочисленные предупреждения, ставропольцы по-прежнему регулярно попадаются на удочки злоумышленников и по сути самостоятельно переводят им свои кровные.

Заботливые незнакомцы

Вот только несколько сентябрьских официальных сообщений. Так, к полицейским в Кировском городском округе обратилась 31-летняя местная жительница. Она рассказала, что ей позвонил неизвестный, который представился сотрудником службы безопасности банка. Мужчина забил тревогу – по его словам, карту старвопольчанки взломали. Однако незнакомец поспешил обрадовать женщину, что её сбережения ещё можно спасти. Для этого деньги нужно перевести на указанные им счета. Та, недолго думая, согласилась. После разговора она зашла в банковское мобильное приложение и обнаружила, что её накопления пропали. Так, потерпевшая «подарила» мошеннику 56 тысяч рублей со своего счёта, сообщили в ГУ МВД России по СК. Возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество с использованием электронных средств платежа».

49-летней жительнице Пятигорска позвонил неизвестный. Он представился сотрудником банковской организации и заверил, что кто-то пытается украсть деньги с карточки. Чтобы «спасти оставшиеся накопления», мужчина убедил пятигорчанку перевести 70 тысяч рублей на специально созданный «безопасный» счёт. Женщина так и поступила. Лишь спустя какое-то время она осознала, что стала жертвой мошенника. Полиция возбудила уголовное дело. Стражи порядка ищут звонившего.

Жителю села Красный Октябрь позвонил неизвестный и представился сотрудником банка. Аферист уговорил мужчину перевести крупную сумму на некий счёт. По словам 54-летнего жителя Будённовского района, мошенник пообещал ему полумиллионную компенсацию за ранее приобретённые некачественные лекарства. Для этого нужно было перевести «страховой взнос». Когда ставрополец выполнил указания звонившего, а денег так и не дождался, он обратился к правоохранителям. По факту мошенничества возбудили уголовное дело.

А в Ставрополе 65-летняя женщина пострадала от участия в финансовой пирамиде. Однако на этом беды ставропольчанки не закончились: некто позвонил ей на телефон и предложил в кратчайшие сроки возместить недавние убытки. Наивная пенсионерка доверилась «доброжелателю» и перевела на указанный им счёт 360 тысяч рублей. Через некоторое время, поняв, что её обманули, жительница краевой столицы обратилась в полицию. Правоохранители возбудили уголовное дело. Теперь стражи порядка разыскивают мошенника, сообщили в краевом управлении МВД.

Попались

Впрочем есть новости и иного плана. Они,к  сожалению, более редкие. В частности, на днях правоохранители задержали пять человек, которых подозревают в хищении денег у жителей Ставрополья.

Как сообщает пресс-служба полицейского главка края, роли в преступном сообществе были строго распределены и делились на «звонарей» и «обнальщиков». Первые звонили ставропольчанам и, представляясь работниками служб безопасности банков, рассказывали «сказку» либо о том, что со счетов абонентов произошло незаконное списание денежных средств, либо что их банковские карты заблокированы. Вводя в заблуждение потерпевших, они убеждали их перечислить определенные суммы якобы на счет резервной ячейки либо назвать пароли и коды. Доверчивые граждане следовали инструкциям мошенников и, в итоге, переводили свои кровные на их счета. Полученные деньги «звонари» переводили «обнальщикам», которые переправляли их своим знакомым для обмена на криптовалюту. А весь «заработок» затем переправлялся одному из организаторов.

Вычислили мошенников на конспиративной квартире в Уфе, где были обнаружены и улики: банковские карты, мобильные телефоны, сим-карты и часть похищенных денег. Возбуждено уголовное дело. Пока что следствием установлена причастность задержанных к семи аферам на территории Ставрополья на сумму более 350 тысяч рублей. Проверяется причастность злоумышленников к совершениям аналогичных преступлений.

Звонят из банка. Как быть?

Еще раз напоминаем о необходимости быть бдительным. Сотрудник банка вполне может позвонить клиенту. Но обычно такие звонки имеют рекламный характер.

Запомните, из банков не звонят, чтобы провести операцию или отменить ее. Единственное исключение — запрос на подтверждение подозрительной операции. Если система мониторинга, которая анализирует так называемый поведенческий профиль клиента, выявляет такую операцию, сотрудник банка может связаться с ним по телефону и сообщить о принятых мерах по предотвращению хищений или направить СМС-сообщение с предостережением.

Полные реквизиты карт, ПИН-код, CVC-коды, одноразовые пароли для подтверждения операций настоящий сотрудник банка никогда не спросит. Соответственно, человек, который звонит и запрашивает эту и любую другую конфиденциальную информацию, — мошенник, кем бы он ни представился и какими бы данными ни владел.

Так, аферист, назвавшийся сотрудником банка, может быть вполне убедительным. Он может назвать имя и отчество клиента, знать несколько цифр номера карты, срок ее действия. Здесь главное правило — не верить словам и отвечать: «Сейчас я вам перезвоню», и перезванивать либо по номеру телефона, который указан на сайте банка, либо по номеру телефона, который указан на обороте карты. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы не стать жертвой мошенников, уверяют представители банков.

К слову, если клиент заподозрил мошенничество, ему следует оперативно сообщить об этом в свой банк.

Ю. НОВИКОВА.