Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Недоступность финансовых услуг может порождать финансовую безграмотность

458
Оценка: 3.44 (Голосов: 2)

Уже никто не будет спорить с утверждением, что важным индикатором состояния финансового рынка являются доступность финансовых услуг для населения и навыки их использования, в том числе в дистанционном формате. Между тем, сельская глубинка в этом плане по-прежнему страдает – до сих пор далеко не везде есть возможность даже снять с банковской карты наличные, не говоря уже об оплате ею повседневных товаров и услуг. Хотя зарплаты, пенсии и другие государственные выплаты сегодня большинство людей получают именно на карты.

Уже никто не будет спорить с утверждением, что важным индикатором состояния финансового рынка являются доступность финансовых услуг для населения и навыки их использования, в том числе в дистанционном формате. Между тем, сельская глубинка в этом плане по-прежнему страдает – до сих пор далеко не везде есть возможность даже снять с банковской карты наличные, не говоря уже об оплате ею повседневных товаров и услуг. Хотя зарплаты, пенсии и другие государственные выплаты сегодня большинство людей получают именно на карты.

Официальные показатели по Ставрополью, как следует из статистики Центробанка, следующие. Что касается обеспеченности банковскими услугами в сельских населенных пунктах, то общее состояние этой сферы в крае – удовлетворительное, однако пока показатели ниже средних по стране. В среднем у нас в регионе 171 учреждение банка на 1 миллион жителей, а среднероссийский уровень – 208 учреждений банка на то же количество человек. Банковские учреждения на Ставрополье распределены неравномерно: в одних территориях на 1 миллион жителей приходится 93 банковских отделения, а в других – до 353. Полный спектр банковских услуг можно получить в основном в городах, райцентрах, крупных селах. А с малыми населенными пунктами картина иная: больше 70% из них не имеют подразделений банковских учреждений. Там людей «спасают» отделения почтовой связи, но и они охватывают лишь чуть больше половины населенных пунктов. С платежной инфраструктурой ситуация в последнее время улучшилась: устройств для оплаты товаров и услуг банковскими картами сегодня в крае уже больше 41 тысячи, тогда как в начале прошлого года было около 34 тысяч. Соответственно, за год популярность безналичных операций по товарам и услугам выросла на Ставрополье в 1,5 раза.

«Понятно, что в каждом населенном пункте невозможно открыть по банковскому офису или даже поставить по банкомату. Но должны планомерно решаться проблемы с доступом к интернету и расширению терминальной сети в торговых точках. И хорошо, что явную заинтересованность в этом уже показывают не только органы власти, но и игроки финансового рынка, операторы связи, да и сами продавцы, – объясняет заместитель министра финансов Ставропольского края Юрий Суслов. – Ведь как ни банально, но не у всех ставропольцев есть возможность поехать в соседний населенный пункт, чтобы снять в банкомате деньги для покупки в местном магазине за наличные. Поэтому возникают примеры, когда свою карту люди передают другому человеку, чтоб он снял наличные или купил что-то – это противоречит правилам безопасного использования банковских карт. А то и вовсе приводит к печальным последствиям».

Вот, к слову, пара реальных случаев, обнародованных этой весной пресс-службой ГУ МВД России по Ставропольскому краю. Пожилой житель Нефтекумского округа часто брал продукты питания в долг в местной торговой точке. Хозяин магазина в свою очередь предложил помощь в использовании банковской карты пенсионера – в течение полугода предприниматель давал ему необходимые товары и небольшие суммы наличных. Зная пин-код, он обещал честно списывать потраченное. Однако в итоге пенсионер не только с трудом вернул свою карту, но и обнаружил пропажу нескольких десятков тысяч рублей. В отношении нечестного продавца было возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве.

Аналогичная история была зафиксирована полицейскими и в Георгиевском округе. Там нынешней весной задержали девушку, подозреваемую в числе прочего в воровстве денег у 84-летнего пенсионера. Как оказалось, аферистка также знала пин-код от его карты: под предлогом покупки лекарств и еды она переводила денежные средства на свой счет.

«Почвой для подобных историй становятся как раз недостаточная финдоступность и низкий уровень финансовой грамотности, связанный с инертностью людей старших поколений, – констатирует координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко. – Потому крайне важно и дальше предпринимать усилия по наращиванию доли безналичных платежей, улучшать доступ к интернету, давать людям возможность пользоваться финансовыми мобильными приложениями. Но вместе с тем нельзя забывать об обеспечении людей доступными для понимания консультациями по финансовым услугам. В противном случае есть большой риск, что человек может сам себе навредить, не зная, как этими услугами пользоваться».

В частности, на решение этой задачи на протяжении последних пяти лет нацелена программа «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Ставропольском крае». В рамках специальных лекций, семинаров и курсов ставропольцев, принадлежащих к разным возрастным категориям, обучают практическим вещам, крайне полезным в быту – например, как не выходя из дома оплатить коммунальные услуги, как безопасно перевести деньги родственнику, как пользоваться услугами интернет-банкинга и т.д. Особое внимание неизменно уделено распознаванию финансового мошенничества и финансовых пирамид. Стоит также сказать, что успешным на Ставрополье стал проект по организации так называемой выездной школы финграмотности. На регулярной основе в разных районах и округах Ставрополья. проводились встречи специалистов Регионального центра финансовой грамотности с населением. Причем важно, что неизменно частью аудитории становились социальные работники и подопечные центров социального обслуживания населения. И после стабилизации эпидемиологической обстановки реализацию проекта планируется продолжать.