Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Финансовая грамотность и ЖКХ: что влияет на наши траты

102
Оценка: 3.44 (Голосов: 2)

Квартплата – это не только постоянная, но еще и довольно существенная строка расходов в бюджете большинства семей. Потому не менее важно знать, за счет чего можно по ней экономить, как оптимизировать траты или хотя бы как их контролировать. Тем более, что пандемия коронавируса, когда многие стали работать из дома, заставила существенно пересмотреть свои взгляды на быт и расходы на него.

На вопросы о том, как можно минимизировать платежи за ЖКХ и как несоблюдение элементарной дисциплины может привести к росту затрат, отвечает руководитель Ставропольского городского расчетного центра Светлана ФОМИНА.

– Понятно, что потребление коммунальных ресурсов фиксируют приборы учета. В период работы «на удаленке» у многих цифры по использованным кубометрам воды и киловатт-часам закономерно подросли. Светлана Васильевна, получится ли сэкономить, если не передавать показания квартирных счетчиков воды и электроэнергии?

– Вряд ли. Сама идея оборудования жилья индивидуальными приборами учета подразумевает регулярную передачу их показаний для осуществления расчетов. Тогда расчеты ведутся по факту потребления, и человек платит ровно за тот объем ресурсов, который был использован, и соответственно, может оценить свои возможности в плане экономии и сокращения потребления.

Если же в нужную дату показания счетчиков отсутствуют, то за водоснабжение и электроэнергию плата собственнику жилья будет начислена исходя из среднемесячных объемов потребления коммунальных ресурсов. Если же показания не будут передаваться долгое время, то по истечении 3-х месяцев в основу расчета платы лягут уже нормативы. Причем к ним с 2016 года применяются еще и повышающие коэффициенты. Таковы требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354).

– И это невыгодно. Плата за услуги ЖКХ по нормативам всегда больше, верно?

– Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Все зависит от отношения проживающих граждан к коммунальным ресурсам – кто-то очень экономно относится к их использованию, отказывая себе даже в самом необходимом. А есть те, кто пользуется совершенно без ограничений.

Обычно люди, которые внимательно следят за своими расходами, в частности, за начислениями по услугам ЖКХ и стараются их минимизировать, экономно расходуя воду и свет, по фактическим показаниям платят меньше нормативов.

Более того, нужно понимать, что при отсутствии индивидуальных приборов учета в квартире или при длительном непредоставлении их показаний расчет платы за коммунальные услуги по нормативам потребления производится на основании количества граждан, постоянно и временно проживающих в квартире. Соответственно, для некоторых семей, где по прописке число людей больше, чем по факту, платить по нормативу невыгодно. В этом случае факт потребления будет явно ниже нормативного.

Напомним для примера, что, согласно утвержденным приказом министерства ЖКХ Ставропольского края, норматив по услуге «холодное водоснабжение и водоотведение» для многоквартирных домов с центральным водоснабжением составляет 7,6 кубометра на человека. А норматив по услуге «электроэнергия» для однокомнатных квартир, не оборудованных электроплитами, составляет 91,4 кВт/час на человека.

– Соответственно, что происходит с начислениями, когда плательщик после перерыва все же снова передает показания счетчиков воды и электроэнергии?

– Понятно, что придется тем или иным образом устранять несоответствие между фактическими показаниями прибора учета и многомесячными начислениями по-среднему или по норме. В этом случае необходимо обратиться к исполнителю коммунальной услуги, указанном в платежном документе. Им может быть управляющая компания, ТСЖ или ресурсоснабжающая организация. Их представители составят акт снятия контрольных показаний приборов учета в вашей квартире и далее будет произведен перерасчет начисленных сумм. Таким образом, человек вернется к расчетам за фактические объемы потребления воды и электроэнергии.

Есть и другой возможный путь решения этой проблемы – свести расчетные показания прибора учета и фактические. То есть в конце каждого расчетного периода можно передавать исполнителю услуг те показания счетчика, по которые у вас уже произведен расчет, пока реальные цифры на приборах не достигнут этих значений. В таком случае и начисления за услуги производиться не будут до момента, пока показания прибора учета не превысят прежние значения, указанные в платежном документе.

Вместе с тем хотелось бы напомнить, что подобных трудностей можно избежать. Просто нужно помнить об обязательствах собственника – в частности, о необходимости своевременной оплаты коммунальных услуг, а значит и о своевременной передаче показаний приборов учета.

– Правительство России в качестве помощи населению в период пандемии коронавирусной инфекции ввело мораторий на начисление пени и взыскание неустойки по задолженностям оплаты за коммунальные платежи. Он продлится до 1 января 2021 года и касается платежей начиная с 6 апреля текущего года. Как мораторий действует в реальности, что по факту он означает?

– Это означает, что все неустойки и штрафы в случае просрочки или неполной оплаты жилищно-коммунальных услуг временно приостановлены. Причем эти нормы касаются как собственников или пользователей квадратных метров, так и управляющих компаний и их взаимоотношений с поставщиками ресурсов.

Отмечу, что в связи с этим до 1 января 2021 года информация о пени в платежном документе не указывается, а в период с 1 апреля до конца этого года начисление пени не производится. Однако если собственник жилья до момента вступления в силу моратория нарушал сроки оплаты жилищно-коммунальных услуг и у него имеется начисленная и неоплаченная пеня за просроченные платежи, то списанию она не подлежит.

– Как бы в целом вы оценили финансовую грамотность ставропольцев в вопросах ЖКХ?

– Сфера непростая, однако все больше людей желают разбираться в том, за что они платят и как осуществляются начисления. Это однозначно положительный тренд. То есть люди не экономят только за счет того, что стараются сократить потребление воды и киловатт-часов – плательщики вникают в свои обязанности, повышают дисциплину, а также ищут легальные пути экономии и оптимизации.

За счет этого в домах устанавливаются современные приборы учета коммунальных ресурсов и всевозможные датчики, проводятся энергоэффективные ремонты, реанимируются коммунальные сети, что позволяет минимизировать потери ресурсов, а значит – и лишние траты. Жильцы многоэтажных домов начинают следить, чтобы управляющая компания или правление ТСЖ исполняли свои обязанности по содержанию дома. На самом деле все это тоже показатели финансовой грамотности и рационального отношения к своим расходам. И соответственно, положительно сказывается как на отрасли в целом, так и на личных бюджетах.

Беседовала Юлия НОВИКОВА.