Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Финансовые знания помогут в успешной адаптации

70
Оценка: 3.48 (Голосов: 3)

Детская аудитория выделена в качестве одной из ключевых в Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. И нельзя не сказать, что здесь есть особенно уязвимые группы, работа с которыми требует отдельного внимания, применения специальных методик и проектов. В частности, это дети с ограниченными возможностями здоровья. 

Их социальная интеграция в числе прочего предполагает и их интеграцию в сферу финансовых отношений. Ведь современную жизнь невозможно представить без умения использовать финансовые инструменты, а в числе базовых навыков, которыми сегодня должен владеть каждый, эксперты все чаще называют рациональное распоряжение собственными доходами.

На Ставрополье обучение финансовой грамотности детей-инвалидов организовано на системной основе. Активную позицию в развитии этого направления их социализации заняли специалисты ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования». Подробности рассказывает ректор учреждения Елена Евмененко.

– Результатами исследований уже не раз подтверждено: есть чёткая корреляция между финансовым поведением человека и уровнем его финграмотности. Считается, что наиболее подвержены финансовым рискам люди с низким уровнем образования, сельские жители, пожилые неработающие пенсионеры, многодетные и неполные семьи, а также семьи с детьми-инвалидами. Задача по финансовому просвещению этих категорий населения очень масштабна. Елена Владимировна, на ваш взгляд, реально ли ее решить, если говорить, в частности, о детях с ограниченными возможностями здоровья?

– Вы верно заметили: несмотря на то, что опасности принять неправильное финансовое решение или стать жертвой мошенников подвержены все, есть группы, которые в силу психологических или физических особенностей рискуют больше других. И действительно, формирование финансовой грамотности детей-инвалидов в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Не случайно этому отводится отдельное внимание в национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017–2023 годы.

Потому выработка полезных привычек в сфере финансов, начиная со школьного возраста, поможет избежать детям-инвалидам многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Действенным путем достижения этого является проведение среди детей с ограниченными возможностями здоровья соответствующей целенаправленной просветительской работы, осуществление их обучения основам финансовой грамотности. При этом эффект будет при условии, что создана интересная среда для обучения и дети максимально вовлечены в процесс. Ведь методика проведения занятий по финансовой грамотности несколько отличается от других курсов школьной программы и предусматривает обязательное использование в процессе обучения интерактивных технологий – игр, соревнований, тренингов, викторин, проектной деятельности, тестов и т.д. Все это обязательно применяется и у нас в крае.

– Поговорим о чисто технологических моментах. Как построен сам процесс обучения азам финансовой грамотности? Далеко не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут полноценно посещать общеобразовательные учреждения.

– В нашем крае еще с 2009 года детям с ограниченными возможностями здоровья доступно полноценное дистанционное обучение. В свое время Ставрополью удалось привлечь федеральные средства для закупки необходимого оборудования. В результате ребята с нарушениями опорно-двигательной системы, зрения и другими патологиями обрели возможность получать образование с использованием дистанционных технологий.

Для этого специальным образом оснащены рабочее место педагога и обучающегося на дому. Причем комплекты программно-технических средств связи подбираются индивидуально в зависимости от диагноза ребенка. Потому дети могут без каких-то трудностей и барьеров изучать дисциплины как базовой общеобразовательной программы, так и развивающего цикла предметов. Всем – и педагогам, и семьям – обеспечена полноценная техническая поддержка и методическая помощь. Это непосредственно входит в задачи одного из подразделений института – Центра дистанционного обучения и информационных технологий.

Когда СКИРО ПК и ПРО стал вовлекаться в решение вопросов финансового просвещения ставропольских школьников и студентов в рамках соответствующей краевой программы, то мы как раз инициировали полномасштабную работу с детьми-инвалидами. На первых порах в режиме онлайн сотрудниками проводились различные тематические мероприятия в разовом порядке – конкурсы, игры, викторины и др.

Но понимая важность финансовых знаний в наше время и отмечая неподдельный интерес ребят и их семей, с 2019 года обучение стало происходить уже системно. По большому счету, для этого нам понадобилось только надлежащим образом подготовить педагогов, которые сейчас могут адаптировать содержание занятий, исходя из возможностей восприятия и усвоения учебного материала конкретного ребенка. Таким образом, на этот процесс даже никаким образом не повлияла ситуация с ухудшением эпидемиологической обстановки в этом году.

– Обучение нацелено на то, что ребята получают именно практические финансовые знания, которые нужны в обыденности, верно?

– Конечно. Детям с ограниченными возможностями здоровья, как и всем остальным школьникам, финансовое образование дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Но вместе с тем обучение основам финансовой грамотности призвано помочь данной категории в последующем решении проблем финансирования образования, улучшения жилищных условий, привлечения и эффективного управления кредитными ресурсами, оптимизации личных расходов и доходов, обеспечения благосостояния через грамотное осуществление инвестиций.

Кроме того, повышение финансовой грамотности должно уменьшить риски попадания в ситуации финансового мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка. Да и в целом обучение способствует лучшей адаптации детей-инвалидов к современным экономическим условиям и их социальной интеграции.

– Социализация – очень важный момент для таких ребят.

– Как и многие другие уязвимые группы населения, дети-инвалиды без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, а то и вовсе найти себя в предстоящей взрослой жизни.

Организация обучения финансовой грамотности детей-инвалидов с элементами социальной направленности является важной задачей сотрудников Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. Так, дети-инвалиды почти не социализированы в вопросе развития предпринимательства, так как не имеют возможности в полной степени удовлетворить свои возможности в организации досуга, культуры быта, в выборе профессии, в том числе и в получении знаний по предпринимательской культуре.

В СКИРО ПК и ПРО формирование культуры делового общения, самореализации личности детей-инвалидов осуществляется посредством проведения мероприятий в рамках реализации плана работы Научно-методического центра развития финансовой грамотности в Ставропольском крае. Это позволяет оптимизировать воспитательный процесс и содействует переходу на качественно новый уровень воспитательной деятельности на основе формирования у детей-инвалидов предпринимательских компетенций и развития финансовой грамотности.

- В целом элементы финграмотности уже внедрены во всех образовательных учреждениях Ставрополья?

- Да, ставропольские школьники осваивают финансовую грамотность в разных форматах. В том или ином виде компонента финграмотности есть в каждой школе. Ее элементы могут транслироваться как через реализацию федерального стандарта, например, при изучении курсов математики, обществознания, истории, так и в качестве дополнительных занятий внеурочного порядка.

Серьезным подспорьем стали новые учебно-методические комплекты, по которым с прошлого года начали работать ставропольские школы. Наш регион их получил год назад одним из первых как участник проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развития финансового образования в Российской Федерации».

Отмечу, что включенность педагогов и школьников в этот процесс с каждым годом растет. И это очень важный индикатор, свидетельствующий об эффективности наших усилий.

Со своей стороны мы всегда готовы оказать полноценную методическую поддержку. Как я уже упомянула, работает Научно-методический центр развития финансовой грамотности в Ставропольском крае. Его основной функционал направлен на поддержку с точки зрения методики внедрения элементов финграмотности в образовательный процесс. В центре можно получить консультации, воспользоваться методическими разработками и т.д. Мы как координатор процесса также проводим конференции, семинары, круглые столы с целью обсуждения актуальных проблем, обучения и повышения квалификации педагогических кадров.

Беседовала Юлия НОВИКОВА.