Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Комплекс мероприятий по финпросвещению на Ставрополье признан эффективным

115
Оценка: 3.3 (Голосов: 1)

Понятно, что уровень финансовой грамотности населения сложно «упаковать» в какие-то конкретные цифры. Однако для понимания динамики текущих процессов и эффективности проводимых мероприятий зачастую принято использовать результаты социологических исследований. Опросы различных целевых групп позволяют увидеть особенности финансового поведения людей в совершенно стандартных ситуациях, их проблемы в сфере финансов и пробелы в базовых знаниях. По сути, это служит основой для последующей корректировки реализуемого комплекса мероприятий по финпросвещению и для дальнейшего прогнозирования.

«На Ставрополье регулярно проводятся мониторинги, в рамках которых по нескольким индикаторам отслеживается уровень финансовой грамотности населения края. Их итоги помогают нам оценить эффективность механизмов, используемых для финансового образования жителей региона, – рассказывает координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко. – Люди разного возраста и достатка отвечают на простые вопросы анкеты. И мы видим, как год от года в верную сторону меняется понимание ставропольцами рисков в сфере личных финансов, их отношение к наличию денег «про запас», к необдуманным кредитам и тратам. Также неизменно интересуемся, как люди будут вести себя, если вдруг станут жертвами недобросовестного поведения финансовых организаций. И признаюсь, пока мы видим подтверждение правильности своих многолетних действий и усилий по финансовому просвещению».

Обязательными условиями мониторинга, проводимого специалистами Северо-Кавказского федерального университета, неизменно остается охват всех муниципальных районов и городских округов Ставрополья, а также сбор через анкетирование информации от разных категорий пользователей финансовых услуг, в том числе с низким и средним уровнем доходов. Как уже было сказано, респондентам традиционно предлагается дать ответы на вопросы, позволяющие оценить, правильно ли они понимают соотношение «риск – доходность» при выборе финансовых услуг. Ставропольцы также делятся своими взглядами по поводу важности для них наличия накоплений в качестве так называемой подушки безопасности. Часть вопросов касается привычки заемщиков сравнивать альтернативные предложения при выборе кредитных продуктов. И напоследок респонденты должны были сказать, что предпримут в первую очередь, если окажутся обманутыми или введенными в заблуждение специалистами финансовой организации.

Подчеркнем, что результаты мониторинга за 2020 год показали позитивную динамику по всем ключевым индикаторам. «По данным свежего социологического исследования, показатели, свидетельствующие о повышении уровня финграмотности ставропольцев, продолжают расти. Рост небольшой в сравнении с результатами полугодовой или даже годовой давности. Однако мы и не ждем в этом плане резких колебаний. Это было бы неправдоподобно, – объясняет заместитель министра финансов Ставропольского края Юрий Суслов. – Ведь привычки, образ жизни, мировоззрение невозможно быстро поменять. Образовательные мероприятия и информационные материалы имеют, скажем так, накопительный эффект. Люди начинают прислушиваться и думать, как могут применить новые знания в своих жизненных ситуациях, когда примерно одни и те же кейсы повторяются регулярно и многократно. Кроме того, как ни печально, но многим приходится учиться на ошибках – собственных или близких родственников».

Итак, последний опрос показал, что доля респондентов, правильно понимающих соотношение «риск-доходность» к концу второго полугодия 2020 года, составила 70,5% (по итогам 1-го полугодия 2020 года уровень был 67,2%). Ошиблись при ответе на данный вопрос 16,9% (17,1% полугодом ранее) опрошенных жителей Ставропольского края, остальные же респонденты – 13,6% (15,7% в 1-м полугодии) затруднились ответить.

Значительная часть – 81,9% – участников исследования понимают важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций. При этом 44,7% опрошенных всегда стараются иметь хотя бы какую-то сумму денег на непредвиденные расходы, а 37,2% стараются иметь наличие такого буфера. И всего лишь 5,4% респондентов считают, что «этот вопрос не для них».

По данному индикатору общий процент несущественно изменился. В первом полугодии 81,1% опрошенных ставропольцев понимали важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций. Но здесь принципиально важно то, что общая тенденция продолжает идти на увеличение.

«Перед тем как Вы оформили эту услугу, Вы сравнивали условия ее предоставления в различных организациях?». Это один из вопросов, на которые отвечали респонденты, пользовавшиеся в течение последних 5 лет ипотекой, кредитной картой или классическим банковским кредитом. В итоге понимание необходимости сравнения альтернативных предложений имеется у 77,1% (76,8% в 1-м полугодии) потребителей финансовых услуг.

Что касается поведения в нестандартных ситуациях – например, при обмане – 10% ставропольцев (ранее – 8,5%) разместят негативные отзывы в Интернете, 66,3% (63,7 % в 1-м полугодии) поспешат обратиться с жалобой в Банк России или Роспотребнадзор. Немало тех, кто не исключает, что направят обращение в общественную организацию. Отрадно, что всего лишь 4,5% респондентов (5,4% ранее) ничего не будут предпринимать, и только 9,% (13,2 % в 1-м полугодии) затруднились ответить.

В свою очередь эксперты, опрошенные в ходе исследования, признали эффективность реализуемых на территории Ставрополья мер по повышению уровня финансовой грамотности населения. Как указано в выводах специалистов, региональному центру финансовой грамотности рекомендовано продолжать работать с целевыми аудиториями в ранее разработанных и апробированных активностях, расширяя географию участников и повышая их информированность. Применяемые методики и интенсивность мероприятий позволяют прогнозировать дальнейшую динамику роста финансовой грамотности населения Ставропольского края.

Исследование в очередной раз подтвердило и верность выбранных инструментов. Для лиц среднего и старшего возраста предпочтительнее по-прежнему проводить консультации и мастер-классы, организовывать лекции и беседы в форме круглых столов. А в молодежной среде показывают себя успешными и одновременно содержательными просветительские массовые мероприятия с элементами развлекательного характера (например, молодежная квест–игра, игровой судебный процесс). Хорошо использовались и возможности онлайн-среды (были проведены конкурс репостов, онлайн-конкурс информационных баннеров, Интернет-флешмоб), за счет чего удалось нарастить количественный состав и географию участников интернет-мероприятий.

Понятно, что 2020 год в условиях самоизоляции в период коронавирусной инфекции внес значительные коррективы в форматы взаимодействия с аудиториями. При этом эксперты сошлись во мнении, что в крае удалось сохранить эффективность проведения мероприятий даже в формате онлайн. «Это принципиально важно с учетом того, что в прошлом году практически все мероприятия по финансовой грамотности были переведены в дистанционный формат, – говорит Ю Суслов. – Но мы видели, что ставропольцы продолжали с интересом учиться. Рассчитываем на их активность и в этом году».

Юлия НОВИКОВА.