Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Финграмотность и предпринимательство: «Современным детям это очень интересно»

328
Оценка: 3.3 (Голосов: 1)
Ставрополье продолжает реализовывать Программы повышения финансовой грамотности населения.

О том, насколько актуальны сегодня среди школьников вопросы развития предпринимательской культуры и получения финансовых знаний, а также готовы ли образовательные учреждения соответствовать этим потребностям мы побеседовали с Екатериной ЛАВРЕНОВОЙ – руководителем направления «Финансовая грамотность и предпринимательство в дополнительном образовании» ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий».

– Екатерина Борисовна, знаю, что вы уже не в первый раз на Ставрополье. Расскажите о цели вашего визита.

– В мои задачи входила работа с двумя целевыми аудиториями – теми, кто в том или ином виде внедряет в свою практику программы обучения детей финансовой грамотности. И здесь всегда важно донести основные методические принципы, на которых необходимо строить образовательную деятельность и которые базируются в первую очередь на применении игровых форматов, интерактиве, проектных технологий. Вовлечение как раз обеспечивается за счет применения разных педагогических приемов и методов обучения, детям должно быть интересно участвовать в процессе обсуждения, у них должна быть возможность принимать решения самостоятельно и видеть их последствия. При этом педагог выступает в роли консультанта, модератора, эксперта.

В частности, на мой взгляд, отлично прошла встреча, с работниками дошкольных образовательных организаций и сотрудниками Ставропольского краевого театра кукол. Последние также решили участвовать в процессе финансового просвещения малышей, организуя ежемесячно тематические занятия. Мы четко проговорили, зачем обучать детей, чему и как это делать. Ведь обязательно темы и формы обучения должны соответствовать возрасту, то есть познавательным возможностям детей и их реальным потребностям в финансовых знаниях. Я рассказала о множестве имеющихся для этого инструментов, в том числе мультфильмах и программах дошкольного образования. Кроме того, мы даже успели спроектировать, какие конкретно игры и в каких условиях можно организовать.

Не менее плодотворной стала и вторая встреча – с педагогами, которым предстоит работать со школьниками летом в детских лагерях. В данном случае речь идет уже о решении большой задачи в рамках нацпроекта «Образование» и входящего в него проекта «Успех каждого ребенка». Он предполагает обновление содержания дополнительного образования за счет новых программ, расширение числа участников – обучающихся по обновленным и новым программам. И здесь как раз мы активно развиваем социально-гуманитарное направление, где финграмотность и предпринимательство имеют большой потенциал.

Причем очень важно, что эти темы интересны детям практически всех возрастов. Ведь статистика ясно показывает: кружки и секции в домах творчества и детских клубах в основном посещают школьники до 12 лет. Это повсеместная ситуация. Завладеть вниманием тех, кто старше, организациям допобразования сегодня очень сложно. И в этом плане летние лагеря могут обеспечить вовлечение детей разных возрастных групп в обучение и финансовой грамотности, и предпринимательству, конечно, с учетом их распорядка дня и форматов обучения. Здесь хорошо используются технологии, которые носят как раз преимущественно активный и интерактивный характер.

Мы с педагогами говорили о том, как лучше организовать кружок, провести с подростками интересную тематическую или профориентационную смену. База для этого также обширная, ведь в нашей стране изначально курс на финпросвещение был взят с учетом применения современных технологий: задействованы социальные сети и функционируют вспомогательные образовательные ресурсы, есть мобильные приложения, онлайн-игры, видеофильмы и др. Я часто повторяю, что, пожалуй, ни один предмет школьной программы в столь короткое время не делал такого прорыва: за считанные годы у нас в стране был изучен зарубежный опыт, разработаны новые методики обучения, созданы учебные программы, пособия, методические рекомендации для учителей и просветительские материалы для родителей.

– А насколько остро стоит в этой сфере кадровый вопрос? Ведь и самим педагогам по большому счету нужно следовать тем правилам, которым они учат детей в сфере финансов. Иначе будет получаться, мягко говоря, нечестно…

– Действительно, пока далеко не все педагоги готовы к тому, чтобы включить в свою работу в том или ином виде даже элементы финансовой грамотности. Для учителей это дополнительная нагрузка и серьезная ответственность. Так как недостаточно просто пройти обучение и улучшить свои знания в финансовой сфере. Вы правы, им часто приходится поменять собственное финансовое поведение, чтобы самому стать грамотным в этой области. А иногда это требует изменения своих ценностных установок. И по большому счету, это самое сложное.

Но вот когда педагог становится более или мене уверенным пользователем финансовых услуг, он чувствует свою компетентность и понимает, насколько передаваемые им знания важны для будущей жизни школьников. То есть он становится нашим союзником и проводником в мир финансов.

Вместе с тем не могу не сказать, что проект Минфина позволил реально наладить в регионах – прежде всего пилотных территориях – процесс обучения педагогов, повышения квалификации и методического сопровождения. И Ставропольский край лишь подтверждает это: министерству финансов здесь удалось почти с нуля создать хорошие институциональные условия для поддержания уровня квалификации педагогов и их вовлеченности. Но практика показывает, что эффект будет еще больше, если вкупе с возможностями школ удастся максимально использовать имеющуюся инфраструктуру допобразования. На этом мы сейчас и сфокусировались.

– Можно сказать, что в прошлом году этот вопрос даже получил федеральное звучание. Президент Владимир Путин недвусмысленно ? высказался по поводу того, что современные школьники должны в кружках изучать азы предпринимательства.

– Элементы финграмотности во многих школах включены в обязательные предметы – в обществознание, математику, окружающий мир, историю, экономику и др. Уже никто не спорит с тем, что важно, чтобы каждый ребенок получил базовые знания в финансовой сфере, мог оперировать основными понятиями. Но этого явно недостаточно.

И было бы замечательно, если в каждой организации дополнительного образования действовали бы кружки или секции по финграмотности и детскому предпринимательству. Такое предложение прозвучало весной 2020 года в ходе встречи главы государства с представителями общественности в Череповце. В качестве примера была приведена Москва, где внеклассные занятия по детскому предпринимательству – это уже обыденное явление в сфере допобразования: школьники вместе с наставниками учатся создавать и продвигать свои проекты.

По итогам этой встречи Президентом Владимиром Путиным было дано соответствующее поручение Минпросвещения России. Так что работа по внедрению в образовательный процесс дополнительных общеобразовательных программ предпринимательской направленности для детей ведется и, я уверена, будет только набирать обороты. В этом есть большая потребность общества и отечественной экономики, в частности. Так что усилия Минфина России как первопроходца в этом плане и Минпросвещения России должны быть сконсолидированы.

– А если говорить в общем, то детское предпринимательство – это что? Внеклассные кружки, где школьники просто играют во взрослую жизнь, или выработка у них каких-то актуальных soft skills?

– По большому счету вы спрашиваете как раз о том, с чего мы начали разговор. Чему нужно учить детей и как учить? И да, здесь именно soft skills имеют далеко не последнее значение. Ведь когда речь идет о построении бизнеса, то нельзя обойти стороной развитие деловых компетенций у детей. Даже если в будущем ребенок станет не предпринимателем, а, например, выберет госслужбу, то он будет обладать навыками планирования и контроля деятельности – как своей, так и команды, умениями эту команду организовать и поставить перед ней задачи. Он будет понимать, что такое риски, а потому заблаговременно проводить анализ для их минимизации и т.д. То есть называя деятельность в кружках и секциях предпринимательством, мы «зашиваем» в процесс обучения совершенно универсальные и востребованные вещи.

И вторая часть носит уже информационно-практический характер. Мы должны современным детям рассказать, какие возможности в соответствии с законодательством они имеют в сфере предпринимательства. То есть, с какого возраста можно заниматься бизнесом, как это делать, какие формы для этого есть и как выбрать форму ведения бизнеса, к примеру, между самозанятостью и ИП… Безусловно, это все изучается через игру, через моделирование и развитие проектов.

Причем замечательно, когда есть возможность подключить к процессу реальных предпринимателей, готовых делиться опытом, честно рассказывать об ошибках и достижениях. А еще более эффективной такая работа с детьми будет, если получится по-настоящему организовать бизнес-процессы. В этом плане самый банальный пример, когда дети на пришкольном участке сначала выращивают огурцы-помидоры, но параллельно огородной деятельности ищут каналы сбыта урожая, пробуют свои силы в рекламе и осваивают торговые площадки.

– Детям это действительно нравится?

– Если предоставить школьникам выбор предметов для факультативов, которые они хотели бы посещать, и наряду с традиционным набором предметов поставить финансовую и правовую грамотность, коммуникации, психологию, предпринимательство… То поверьте, большинство выберет что-то из второго перечня. Жизнь сейчас не так устроена, когда достаточно просто энциклопедичных знаний. И современные дети – довольно приземленные в хорошем смысле этого слова. Им очень интересно все, что имеет отношение к реальности, к их конкретной жизни здесь и сейчас. И как раз допобразование, излишне не закованное в стандарты, позволяет разнообразить процесс обучения, приблизить его к жизни и сделать более привлекательным.

Так, по своему опыту работы со школьниками знаю, что финграмотность они уже воспринимают как то, что понадобится в жизни не меньше, чем русский язык или математика. Их волнует, как устраиваться на работу, из чего состоит семейный бюджет, как погашать кредиты и можно ли обойтись без них. Ребята понимают: это то, с чем они столкнутся или уже сталкиваются в реальной жизни. Ведь они и в школьном возрасте пользуются некоторыми финансовыми продуктами, а через некоторое время станут взрослыми и будут управлять своими личными финансами. И будет замечательно, если они не станут перенимать семейные модели, где нет контроля за расходами и доходами, отсутствуют накопления, а кредит является главным средством для решения всех вопросов. К тому же, в области финансовой грамотности дети часто становятся источником информации для своих родителей. И в моей практике есть примеры, когда дети влияли (с пользой) на процесс распределения семейных трат.

А что касается занятости детей, то есть те, кто уже в 16 лет хочет быть предпринимателем, монетизировать свои увлечения или устроиться на работу. Соответственно, им нужно знать, какие возможности для этого есть, как подписать трудовой договор и другие документы, что в них должно быть, где можно трудиться и какие правовые ограничения существуют. Эта информация очень востребована, так как не всегда родители могут дать верные ответы на возникающие вопросы и сориентировать своего ребенка.

Таким образом, мы можем реально ответить на запрос современных детей, объединив усилия всех ведомств, а также наработки методического сообщества.

Беседовала Юлия НОВИКОВА.