Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Финансовое лето

297
Оценка: 3.59 (Голосов: 4)

Финансовое лето

Реализация краевых программ по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования на Ставрополье позволила добиться важного результата: в той или иной форме обучение детей азам финансовой грамотности присутствует в каждой школе.

В одних – это отдельные уроки (внеурочные занятия, факультативы и элективы по финансовой грамотности), в других – включение тем и модулей по финансовой грамотности в обязательные школьные предметы (например, историю, обществознание, географию, ОБЖ и др.).

Но вместе с тем процесс финансового воспитания юных ставропольцев не прекращается даже летом – не первый год масштабная работа разворачивается и во время каникул.

Главное – интерес ребенка

«В свое время мы поняли, что и за пределами основной образовательной программы возможностей для организации полезного досуга, позволяющего ребятам освоить финансовые знания, очень много. Прежде всего ставка делается на летний лагерь, так как он дает настоящий простор для инициатив педагогов и самих детей, – говорит заместитель министра финансов Юрий Суслов. – Не случайно, обучение финансовой грамотности в детских лагерях хорошо приживается в российских регионах, и Ставрополье не стало исключением. Ведь по факту очень трудно за 45 минут обычного урока «погрузить» школьника в смоделированную ситуацию так, чтобы он в нее поверил, смог сделать осознанный выбор и освоил принципы грамотного финансового поведения. А в лагере нет рамок школьных программ, а значит, в ход идут игровые и дискуссионные методы обучения, форматы мастер-классов, тренингов, деловых игр и практикумов. Разработаны и апробированы различные варианты, поэтому можно подобрать наиболее подходящие под конкретные условия по количеству участников, возрасту, отведенному времени».

В итоге школьники не только повышают финграмотность и осваивают «знания для будущего», но и, как сейчас принято говорить, прокачивают другие универсальные навыки. К примеру, во время коммуникативных боев дети учатся искать плюсы и минусы тех или иных финансовых инструментов, а заодно — отстаивать свое мнение, аргументировать позицию, работать в команде и выступать перед аудиторией. В свою очередь задания финансовых игр и квестов построены таким образом, что ребята соревнуются не только в знаниях терминов, но и в том, как правильнее найти решения вопроса, какое из них будет наиболее оптимальным. К примеру, популярны конкурсы по составлению оптимального личного и семейного бюджета с последующей публичной защитой, конкурсы плакатов и экономических правил-сказок. Заметный интерес в детской среде вызывает проектная деятельность, причем темы совместно с родителями школьники предпочитают выбирать практико-ориентированные – они считают стоимость содержания домашних животных, семейной поездки на море, любимых блюд и т.д.

«Другие способы освоения финансовой грамотности, кроме как через действие, то есть игру и соревнование, попросту не работают. В игре же обучение происходит естественным образом, и дети даже не замечают, что учатся, – поясняет координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко. – Вот почему дополнительное образование – и особенно лагерные смены – гораздо лучше подходит для этой задачи, чем основное. Соответственно, все, что делается в рамках системы дополнительного образования, должно быть интересным, активным, увлекательным. Ведь если мы не сможем завладеть вниманием ребенка, особенно подростка, он просто встанет и уйдет».

В Региональном центре финансовой грамотности уверены, что все необходимые условия для непрерывного финансового воспитания школьников в крае созданы. Разработана методическая база, сформированы педагогический ресурс и система взаимодействия с образовательными организациями, обеспечены каналы методического и информационного сопровождения и консультационная поддержка.

Кадровый вопрос решен

В 2020 году Ставропольский край вошел в число пятнадцати пилотных регионов, принявших участие в реализации проекта Министерства финансов РФ «Подготовка педагогов для проведения образовательных программ по финансовой грамотности в детских центрах и школьных лагерях, проведение мероприятий в детских центрах и всероссийского чемпионата по финансовой грамотности». Обучение по направлению «Школа подготовки вожатых» проходили не только вожатые, но и педагоги.

Организатором процесса обучения выступил Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования – в частности, работающий при нем Научно-методический центр развития финансовой грамотности. Его руководитель Ирина Боброва пояснила, что подготовка слушателей осуществлялась по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Содержание и методика обучения детей финансовой грамотности в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей, детских оздоровительных центрах, базах и комплексах, детских оздоровительно-образовательных центрах и специализированных (профильных) лагерях».

Всего прошли обучение 79 человек, в числе которых 37 студентов и 42 педагогических работника. Педагоги и вожатые освоили методики эффективной организации кружков по финансовой грамотности, а также внедрения образовательных тематических модулей в процесс организации досуга школьников. Причем работа велась с учетом специфики эпидемиологических условий прошлого года, когда использовался по преимуществу онлайн-режим. В летний период прошли образовательные мероприятия по финграмотности с детьми 11-16 лет – удалось вовлечь в процесс почти 700 ребят.

«В целом, в отзывах детей отмечено, что онлайн-занятия были увлекательными и познавательными, благодаря им расширились знания, легче стало разбираться в финансовых понятиях, – говорит Ирина Боброва. – Положительную оценку работы вожатых Ставропольского края дали и родители, отметив высокий профессионализм педагогов и доброжелательное отношение к детям, практическую направленность занятий. Эти кадры, безусловно, будут задействованы и в этом году».

Добавим, что основной функционал Научно-методического центра развития финансовой грамотности в Ставропольском крае направлен на поддержку педагогов с точки зрения методики внедрения элементов финграмотности в образовательный процесс. В центре можно пройти обучение и повысить квалификацию, получить консультации, воспользоваться методическими разработками и т.д. Однако многое зависит, подчеркивает И. Боброва, от инициативности и желания самих педагогов. И благодаря активности и увлеченности многих из них, в школах Ставрополья реализуются очень интересные проекты.

Все как в жизни

В качестве примера можно привести программу организации профильной смены пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Ура! Финансовое лето!». Ее автором выступила Алла Ковтун, учитель начальных классов в средней школе №6 им. Г.В.Батищева села Гофицкого Петровского городского округа. Ее проект стал победителем Восьмого Всероссийского Открытого конкурса программ и методических материалов, реализованных в 2020 году, организациями отдыха детей и их оздоровления. Его реализация позволила сделать отдых детей не только активным и увлекательным, но еще и познавательным.

Проект «Ура! Финансовое лето», состоящий из четырех этапов, – это увлекательное путешествие по основам финансовой грамотности для детей младшего школьного возраста. На первом этапе педагогами вместе с учащимися старших классов, которые прошли обучение в рамках элективного курса по финграмотности, был продуман каждый день пребывания детей в лагере, составлены маршрутные листы. Ставилась задача, чтобы малыши научились экономить семейный бюджет и зарабатывать игровые деньги. Помощью стал мультсериал «Смешарики» и серии «Азбуки финансовой грамотности».

На следующем этапе отряды из младшеклассников были разбиты на условные «семьи» из 10 человек (мама, папа, бабушка, дедушка, 3 или 2 ребенка). Моделируя реальные жизненные ситуации, дети уже вели семейный бюджет с учетом того, что им нужно было сделать некие накопления. В начале смены каждая «семья» писала свою мечту и определяла примерную сумму, которая им понадобится на её осуществление. В итоге победить должна была та «семья», которая на финише окажется ближе к этому.

Далее следовали ежедневные задания, выполняя которые, «семьи» зарабатывали игровые деньги. У них были собственные маршруты, и дети самостоятельно производили расчёт всех статей своих доходов и расходов, заполняли таблицы. На заключительном этапе производился подсчет голосов, награждение участников и, безусловно, обсуждение с участниками лагерной смены полученных итогов.

По факту, дети, отдыхающие в пришкольном лагере, получили теоретические знания и практические навыки, которые обязательно будут полезными в реальной жизни. Усвоив финансовые компетенции, младший школьник сможет более осознанно думать о будущем. При управлении личными финансами он сможет отказаться от сиюминутных трат, принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки.

Разговор о деньгах

Заслуга программ финобразования и повышения финансовой грамотности в числе прочего состоит и в том, что разговоры с детьми о финансах становятся все более актуальными внутри семей. Причем нередко инициатива исходит от самих детей, которые заинтересовались темой в школе, подчеркивает ставропольский психолог Лилия Богуцкая, вице-президент Международной ассоциации практической психологии.

Распространенная ошибка родителей – желание оградить детей от финансовых проблем и сложностей взрослой жизни, тогда как в современной жизни важно, напротив, не создавать «финансовый заповедник». И то, что об этом широко говорится в школах, лагерях, кружках, мультфильмах, уже не позволяет так тщательно скрывать от ребенка финансовую сторону жизни взрослых, лишая его возможности получить знания о деньгах и опыт решения финансовых проблем. Разговаривать с ребенком о семейных финансах не только можно, но и обязательно нужно. Конечно, учитывая его возраст.

«К слову, очень важно то, что ставка в вопросах финансового образования педагогическим сообществом и методологами всегда делается на практические занятия – дети узнают про кредиты, расходы, доходы и накопления. Это формирует у ребенка правильное отношение к деньгам, к заботе о своем будущем, – отмечает Лилия Богуцкая. – И более того, как раз нивелирует и другую очень распространенную в нашей стране родительскую ошибку: ведь многие склонны драматизировать, трястись над каждой копейкой, на всем экономить и откладывать на «черный день», постоянно подчеркивая отсутствие денег. Но при этом часто людьми практически ничего не предпринимается для исправления ситуации, не обсуждаются способы выхода из этого положения. И когда ребёнок слышит не только родительские жалобы и сомнения в благополучном будущем, но на уроках учится самостоятельности и пониманию, что многое в жизни в его руках, – это замечательно».

Юлия НОВИКОВА.