Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

О перспективах внедрения финансовой грамотности в дополнительное образование детей в Ставропольском крае

64
(0 голосов)
Система дополнительного образования в настоящее время является оптимальным способом для полноценного внедрения финансовой грамотности в процесс обучения школьников. Ведь уже никто не спорит о том, насколько важны в повседневной жизни человека знания и практические навыки из этой сферы. Однако школьная программа в силу объективных причин зачастую не позволяет детям в полной мере освоить принципы грамотного финансового поведения или вникнуть в азы предпринимательства.

По этому поводу состоялся разговор в рамках круглого стола «Перспективы внедрения финансовой грамотности в дополнительное образование детей в Ставропольском крае». Он прошел на площадке СКИРО ПК и ПРО. Участники обсудили не только общие вопросы, связанные с обновлением содержания допобразования социально-гуманитарной направленности за счет реализации дополнительных общеразвивающих программ по финансовой грамотности. В выступлениях говорилось также о форматах просветительских мероприятий, о путях их внедрения в дополнительное образование школьников. Тем более, что в крае уже есть примеры успешных кейсов: профильные смены по финграмотности проводятся в летних школьных лагерях, ряд муниципальных учреждений допобразования предлагают школьникам комплексные тематические занятия и т.д.

Заместитель министра финансов Ставропольского края Юрий Суслов напомнил, что Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, рассчитанная до 2023 года, не только вовлекает в процесс финансового просвещения все регионы, но и по максимуму объединяет усилия заинтересованных ведомств и организаций. Поставлена цель – донести актуальные знания до всех целевых аудиторий, при этом реально повлияв на их поведенческие установки. Причем особая категория – это именно дети и молодежь.

Как подчеркнул Ю. Суслов, Ставрополье включилось в эту работу с 2014 года, и за прошедшее время была проведена масштабная работа по развитию финансового образования в регионе. «Среди прочего удалось создать крепкую институциональную и кадровую базу, необходимую для устойчивого развития финансового образования на Ставрополье. В частности, действуют Региональный центр финансовой грамотности и методические центры по обучению и повышению квалификации педагогов общеобразовательных организаций, им оказывается максимальная методическая поддержка, – отметил заместитель министра финасеов СК. – Мы видим, что к программам финграмотности создан интерес со стороны и школьников, и учителей, и родителей».

При этом очевидно, что в условиях перегруженности школьной программы оптимальной формой для повышения финграмотности у детей является дополнительное образование – прежде всего кружки и лагерные смены. Эти форматы позволяют совместить процесс обучения с игрой, дать прикладные знания и научить критически мыслить в обыденных ситуациях.

Руководитель направления «Финансовая грамотность и предпринимательство в дополнительном образовании» ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» Екатерина Лавренова также подчеркнула, что в стране развернута масштабная работа по обновлению содержания программ допобразования – они должны стать ближе к жизненным реалиям. И в свете этого как раз финграмотность и предпринимательство имеют большой потенциал. «Элементы финграмотности во многих школах включены в обязательные предметы – в обществознание, математику, окружающий мир, историю, экономику и др. Уже никто не спорит с тем, что важно, чтобы каждый ребенок получил базовые знания в финансовой сфере, мог оперировать основными понятиями. Но этого явно недостаточно. И было бы замечательно, если в каждой организации дополнительного образования действовали бы кружки или секции по финграмотности и детскому предпринимательству», - резюмировала Е. Лавренова.

И это реально в свете того, что в нашей стране в сфере финпросвещения наработана уже обширная база: есть актуальные методики обучения, созданы учебные программы, пособия, методические рекомендации для учителей и просветительские материалы для родителей, действуют вспомогательные образовательные ресурсы, созданы онлайн-игры, мульт- и видеофильмы и т.д.

Кроме того, есть понимание, на каких методических принципах необходимо строить образовательную деятельность. То есть в идеале педагоги, подчеркнула Е. Лавренова, должны строить образовательный процесс с учетом особенностей развития поколений Z и «Альфа». У этих детей преобладает не внешняя мотивация, а внутренняя, потому акценты следует делать на ценностях, установках и способах деятельности, а не на знаниях в «чистом» виде. Обучение прежде всего должно давать эмоцию, переживание и «проживание». Соответственно в ходе обучения эффект будет получен, если дети могут быть погружены в реальные востребованные активности (работа в команде, генерирование идей, совместное решение задач, оценка, прогнозирование и др.), тогда как педагог выступает в качестве эксперта или модератора.

Проректор по научно-инновационной работе Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования Марина Панасенкова в ходе выступления обозначила, что как раз весь спектр таких возможностей в повышении финансовой грамотности у детей и подростков есть у летних школьных лагерей. Ставропольские педагоги и вожатые на базе института прошли соответствующее обучение, в ходе которого освоили методики эффективной организации кружков по финансовой грамотности, а также внедрения образовательных тематических модулей в процесс организации досуга школьников. В числе итогов можно назвать не только интересные лагерные смены, но и авторские программы их организации. К примеру, Алла Ковтун, учитель начальных классов в средней школе №6 им. Г.В.Батищева села Гофицкого Петровского городского округа, разработала программу организации профильной смены пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Ура! Финансовое лето!». Ее проект стал победителем Восьмого Всероссийского Открытого конкурса программ и методических материалов, реализованных в 2020 году, организациями отдыха детей и их оздоровления.   

В свою очередь директор Краевого центра развития творчества детей и юношества им. Ю.А. Гагарина Галина Найденко сообщила, что в крае ряд муниципальных учреждений дополнительного образования активно работает в направлении финансового просвещения школьников. И принципиально важно, что это востребовано не только в крупных городах. В частности, программы повышения финансовой грамотности и развития предпринимательской культуры используют в Центре детско-юношеского туризма и экскурсий Арзгирского округа, Домах детского творчества Благодарненского городского округа и Андроповского муниципального округа и др. В ближайших перспективах планируется расширить географию.

По итогам выступлений о перспективах внедрения финансовой грамотности в дополнительное образование детей на Ставрополье участники круглого стола предложили и дальше прилагать максимальные усилия по трансляции в крае лучшего опыта учреждений допобразования из других регионов и федеральных наработок. Кроме того, в актуальных задачах минфина и минобразования края, Регионального центра финграмотности, СКИРО ПК и ПРО и других заинтересованных организаций должно оставаться создание условий (информационных, организационных, методических и др.) для вовлечения педагогов дополнительного образования и обучающихся в мероприятия разного формата по вопросам финансовой грамотности и повышения уровня их финансового образования.