Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Московский финансовый форум: устойчивость семейного бюджета напрямую зависит от финансовых знаний

45
Оценка: 3.3 (Голосов: 1)
Опыт Ставрополья на ниве финансового просвещению населения не впервые причисляют к числу передовых региональных практик в стране. На V Московском финансовом форуме, где широкий круг вопросов был посвящен реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, вновь подтвердилось: у края есть наработки, которые могут быть рекомендованы для масштабирования и применения другими территориями. В выступлении заместителя председателя правительства СК – министра финансов региона Ларисы Калинченко речь шла об особенностях организации у нас информационной кампании по вопросам финграмотности.


Отметим, что по понятным причинам первостепенное значение на площадках юбилейного финансового форума в столице получила тема влияния пандемии на российскую и мировую экономику, а также связанные с этим изменения в бюджетной и налоговой политике страны. Однако развитие эпидемиологической ситуации сказалось и на том, что особое звучание приобрели вопросы финансовой грамотности населения.

Активизация различных видов мошенничества, миллионы новичков на фондовом рынке, всеобщее вовлечение в электронные платежи, быстрый рост ипотеки, цифровизация социальной поддержки – эти и другие изменения в сфере личных финансов требуют адекватного изменения знаний, навыков и поведения граждан. Эксперты обсуждали, как наиболее оптимально и оперативно отвечать на эти вызовы, может ли финансовое просвещение повлиять на рост благосостояния граждан и т.д.

Вокруг человека

На пленарной сессии Московского финансового форума Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин заявил, что вся дальнейшая работа правительства будет построена вокруг человека, вокруг его семьи, обеспечения благополучия, повышения качества жизни, защиты здоровья, создания комфортной среды для жизни. «Здесь не менее важны шаги по повышению финансовой грамотности людей. Эти образовательно-просветительские программы должны значительно повысить устойчивость семейных бюджетов, дадут знания, как и куда лучше вложить свободные ресурсы, чтобы получить максимальный доход; как сформировать собственную финансовую подушку безопасности, накопить деньги на важную покупку», - сказал премьер-министр. Он также подчеркнул, что это крайне востребованная деятельность, и власти будут всячески поддерживать усилия общественных, частных организаций в этой сфере.

По словам Михаила Мишустина, формирование новой финансовой культуры – в интересах самого общества, поэтому в работу нужно включать и самих граждан, сохраняя координирующую роль государственных институтов федерального и регионального уровней. «При этом обращаю внимание представителей регионов. Их роль в этой работе ключевая», - резюмировал премьер-министр.

Ставрополье предлагает

В рамках сессии, посвященной реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, состоялась дискуссия «Форсайт 2030: лучшие региональные практики как инструмент формирования будущего финансового ЗОЖ». Как прозвучало, за последние годы большинство субъектов страны удалось вовлечь в деятельность по финансовому просвещению. Однако масштабы организации работы в этом деле у территорий неравномерны. Многие из них пока в начале пути и явно испытывают потребность в обмене информацией. Потому представители нескольких регионов поделились накопленным опытом по повышению финграмотности населения, рассказали о наиболее эффективных механизмах и озвучили свои инициативы.

Как уже было сказано, вице-премьер правительства Ставрополья Лариса Калинченко представила данные о методах информирования жителей региона, которые показали свою эффективность в рамках реализации программ по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финобразования. По ее словам, уже на самом старте эта работа не строилась хаотично.

В частности, в крае информационную кампанию предваряло социологическое исследование для выяснения, какие именно каналы коммуникации предпочитают ставропольцы разных возрастных категорий и в каких знаниях они нуждаются в первую очередь. Таким образом, власти смогли понять необходимое информационное наполнение материалов и определить площадки (конкретные СМИ и соцсети) для адресного донесения финансовых знаний. В итоге оказался комплексно задействован целый ряд ресурсов (газеты, телевидение, радио и интернет-порталы), позволяющих доносить актуальные сведения до подрастающих поколений, экономически активного населения и граждан старшего возраста. «Наложив друг на друга полученные в исследовании данные, мы увидели, что, например, для людей старшего поколения нужно рассказывать в первую очередь о противодействии мошенникам и лучше всего делать это со страниц печатных СМИ», - сказала Лариса Калинченко.

Кроме того, отдельное внимание было уделено взаимодействию с профессиональным сообществом сферы медиа. И за несколько лет в крае удалось сформировать пул профессиональных журналистов, реально интересующихся вопросами финграмотности и умеющих доносить нужную информацию до разных сегментов аудиторий. По большому счету, с их помощью уже накоплен обширный информационный банк, и его пополнение не прекращается. Ставропольцам транслируются короткие теле- и аудиоролики, выпускаются разъяснительные телепрограммы и информационные блоки включаются в передачи. Таким образом население получает ответы на самые острые в конкретный период времени вопросы. Разработаны материалы в форме комиксов, позволяющие задействовать социальные сети (в том числе аккаунты первых руководителей населенных пунктов и округов). По максимуму используются возможности больших информационных стендов на улицах ставропольских городов и стендов в МФЦ, куда с каждым годом все активнее за услугами обращаются ставропольцы.

По инициативе, прозвучавшей от Ставрополья, решено, что на федеральном уровне пройдут переговоры, чтобы помощниками региональных властей в деле популяризации финансовых знаний стали транспортники. В частности, тематические аудио- и видеоматериалы могли бы ненавязчиво транслироваться на железнодорожных вокзалах, в залах ожидания аэропортов, в поездах и электричках.

А в Томской области, например, для решения проблемы низкого уровня цифровой финансовой грамотности населения создали специальную платформу, которая позволяет пользователям получать практические знания о работе фондового рынка, и понимание, каким образом возможно получать доход на открытом финансовом рынке и защищать свои средства.

В свою очередь власти Чувашии предложили более активное вовлечение в работу по повышению финансовой грамотности профильных общественных некоммерческих организаций.

По итогам выступлений представителей регионов заместитель Министра финансов РФ Михаил Котюков положительно отметил, что региональные представители затронули разные важные аспекты в деле финансового просвещения, которые хорошо бы учитывать начинающим территориям. При этом властям всегда нужно продумывать вопрос комфорта человека. «И все возможные формы, инструменты, каналы коммуникации для разных целевых групп аудиторий мы должны максимально оперативно сделать, чтобы они были понятные, удобные, в нужное время под рукой и окружали человека при необходимости», – подытожил он.

Также прозвучало, что для стимулирования участия регионов в финансовом просвещении граждан среди прочего в приказ Министерства финансов РФ, регламентирующий мониторинг качества регионального бюджета, планируется включить два показателя – наличие программы развития финансовой грамотности и непосредственно ее успешность.

Неоправданный оптимизм

В рамках Московского финансового форума много говорилось о нюансах работы с населением с учетом специфики текущих условий – здесь от властей и всех вовлеченных организаций нужна гибкость. Так, директор НИФИ Минфина России Владимир Назаров подчеркнул, что сегодня технологии и жизнь в целом меняются так быстро и непредсказуемо, что порой приходится заново учиться контролировать и систематизировать информацию. «Планировать расходы и сбережения вдолгую, противостоять мошенникам и агрессивным продавцам, осваивать цифровые инновации. А тут еще и пандемия. Она, без преувеличения, изменила образ жизни сотен миллионов людей. Изменила их финансовое поведение и планы», – добавил он.

Руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута также отметил в ходе выступления: «Нам нужно, чтобы люди умели свои знания трансформировать в установки, а установки трансформировать в реальное поведение. И эта цепочка передачи от знания к поведению не такая простая, как кажется. И этим нужно заниматься системно, в том числе используя инструменты поведенческой экономики, поведенческий психологии, потому что люди часто знают одно, а ведут себя по-другому. По его словам, в современных условиях необходимо развивать инвестиционную грамотность, кибер- и цифровую грамотность.

К слову, на этой ниве еще очень многое предстоит сделать. В рамках Московского финансового форума были представлены любопытные результаты свежего исследования финансовой грамотности россиян. Как показали замеры, 42% пользователей финуслуг оценивают свой уровень финансовой грамотности как высокий, 30% - как средний, еще 12% - как низкий.

И эти цифры должны насторожить профессиональное сообщество. По мнению специалистов, граждане довольно оптимистично подходят к собственной оценке – слишком многим кажется, что они хорошо разбираются в финансовых вопросах, но по факту это неоправданная позиция. Зафиксированный в прошлом году рост киберпреступлений свидетельствует об излишней самоуверенности и переоценке пользователями своего уровня финансовой грамотности, прозвучало на профильной сессии форума.

Также по данным исследования, в топ-5 финансовых тем, наиболее востребованных в социальных сетях, вошли способы получения пособий или социальных выплат (20%), правила защиты от мошенников (18%), вопросы индексации пенсии (17%), умения экономить (13%), информация, о которой не рассказывают банки при оформлении кредитной карты (13%).

Ю. ПЛАТОНОВА.