Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

На Ставрополье финансовое просвещение доступно всем категориям населения

77
(0 голосов)
Повышение финансовой грамотности населения в нашей стране выходит на новый уровень. В современных реалиях уже недостаточно ограничиваться лишь задачей донесения знаний. Очевидно, что необходима скрупулезная работа над непосредственным формированием востребованных компетенций у граждан. Проще говоря, люди должны не только уметь сберегать свои деньги и распоряжаться ими, но и понимать суть финансовых продуктов, разбираться, какая финансовая услуга лучше подойдет на том или ином жизненном этапе. Это в числе прочего констатировали участники конференции Развитие «Повышение финансовой грамотности в СКФО: тренды, задачи, перспективы», которая состоялась в Железноводске.


Ее организаторы – Министерство финансов Российской Федерации, Банк России и Правительство Ставропольского края. Обсуждали актуальную проблематику и делились опытом представители органов власти, полпредства Президента РФ в СКФО и научного сообщества регионов Северного Кавказа.

Реальный опыт – самое ценное

Заместитель министра финансов РФ Михаил Котюков акцентировал внимание на том, что успешное выполнение задач по финансовому просвещению россиян напрямую зависит от активности на местах. Программы повышения финансовой грамотности с конца прошлого года реализуются в 85 регионах страны, однако работа неоднородна. Есть ряд территорий, где она ведется на системной основе, разнопланово и довольно масштабно. И Ставрополье, ставшее в свое время одним из регионов-первопроходцев на ниве повышения финграмотности, входит в их число. Но для многих субъектов это стало новым направлением деятельности. Потому так важен постоянный обмен опытом, поиск и внедрение лучших практик.

«Совместно с Банком России, заинтересованными организациями мы работаем над реализацией Стратегии повышения финансовой грамотности в России. Нам нужно объединить и структурировать весь имеющийся опыт, это позволит усилить межведомственное взаимодействие и масштабировать интересные и работающие проекты. В частности, шесть регионов СКФО отмечены в каталоге «Лучшие региональные практики по финансовой грамотности», который можно найти на портале Моифинасы.рф.», – сказал Михаил Котюков.

Причем, по его словам, одним из акцентов в финпросвещении должна стать сопряженность личных финансов и личного благосостояния с государственными ресурсами. Речь о том, чтобы люди как можно активнее пользовались мерами соцподдержки, возможностями разных госпрограмм и проектов инициативного бюджетирования. Но вместе с тем понимали значение собственной налоговой дисциплины.

«Люди в ежедневном режиме сталкиваются с принятием финансовых решений. Поэтому важно обладать хотя бы базовыми знаниями в области финансов это касается доходов и расходов, сбережений и накоплений, налогообложения и государственного бюджета. Немаловажно знать и пользоваться возможностями, которые дает государство через бюджет для граждан, в том числе в рамках проекта инициативного бюджетирования», - отметил М. Котюков.

Что касается приоритетных направлений в сфере развития финансовой грамотности на ближайшие годы, то в их числе непрерывная актуализация образовательных программ и методических материалов по финграмотности, а также своевременная переподготовка профильных педагогов. Как прозвучало, в современных условиях наряду с финансовой необходимо развивать кибер- и цифровую грамотность, в том числе за счет федерального и региональных порталов госуслуг.

Также не менее важная задача, по словам М. Котюкова, – это борьба с мошенничеством, что особенно актуально для Кавказа, где много молодежи и возрастного населения. Именно эти две группы – наиболее подвержены финансовому мошенничеству.

С участием блогеров

О том, что современные технологии влекут за собой и новые вызовы, в частности, усиленное распространение финансового мошенничества, говорила на пленарном заседании и руководитель дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России Анна Харнас. Причем масштабы этого явления непонятны, так как опросы показывают, что лишь малая доля обманутых граждан обращается в правоохранительные структуры. Большинство на самом деле предпочитает просто молчать о своей доверчивости и финансовых потерях – об этом порой не в курсе даже самые близкие люди.

Факт, что противостоять аферистам можно в первую очередь только через финансовое просвещение, за счет развития у граждан навыков финансово грамотного и безопасного поведения, констатировала она. Эта работа сегодня проводится среди всех возрастных групп – детей младшего и школьного возраста, студентов, взрослого населения и, конечно же, людей старшего поколения. Они должны научиться свои знания трансформировать в установки, а установки трансформировать в реальное поведение.

Эта цепочка передачи от знания к поведению не такая простая, как кажется. Потому Анна Харнас отметила, что в работе по формированию финансовой культуры важно говорить с людьми на их языке и отвечать их личным интересам. Потому задействованы практически все доступные каналы коммуникации, актуальные для разных аудиторий. Но конкуренция за внимание людей сейчас столь высока, что поиск новых форматов для подачи актуальной информации продолжается непрерывно. К примеру, в федеральные проекты вовлекаются популярные в молодежной среде блогеры.

Также прозвучало, что финансовое просвещение в регионах СКФО ведется на достойном уровне. Ежегодно проводится несколько тысяч образовательных и информационных мероприятий, их аудитории насчитывают в общей сложности сотни тысяч людей. Более того, системно поставлена работа со средствами массовой информации, трансляцией аудио- и видероликов и т.д.

Ставрополью есть, что рассказать

В свою очередь заместитель председателя правительства – министр финансов края Лариса Калинченко особо подчеркнула доступность финансового просвещения в регионе. Последовательная реализация краевых программ по повышению финграмотности и развитию финансового образования позволила построить необходимую инфраструктуру и обеспечить масштабное информирование ставропольцев.

Практически все ставропольские школьники стали изучать элементы финграмотности еще до включения их в образовательные стандарты на федеральном уровне. Поэтому Ставрополью есть, чем поделиться с другими регионами по одному из ключевых вопросов повестки окружной конференции. Подготовка педагогических работников и их методическое обеспечение изначально велись систематически – все участники процесса обучения имели возможность повышать свои компетенции. Таким образом, в каждой территории края и в каждой школе были педагоги, способные грамотно донести информацию финансового плана. А сейчас финграмотность в объеме двух часов включена в образовательную программу повышения квалификации педагогов. Проще говоря, азы получают абсолютно все, вне зависимости от преподаваемого предмета.

Лариса Калинченко добавила, что на Ставрополье с этого учебного года 18 муниципальных и городских округов приняли решение перевести школьников с 1 по 9 класс на обучение по обновленным образовательным стандартам. «В 264 школах края все ученики начальной и основной школы будут изучать основы финансовой грамотности в процессе изучения таких предметов как математика, окружающий мир, обществознание, история и алгебра», - акцентировала зампред. В школы края поступило более 17 тысяч комплектов учебно-методических пособий по финграмоте для учителей, учеников и их родителей.

Вместе с тем принципиально важно, что мероприятия по финграмотности для подрастающего поколения не ограничились лишь «проникновением» в образовательные программы. На Ставрополье успешно применяются и другие инновационные форматы – конечно, прежде всего с игровым наполнением. Так, в регионе регулярными остаются всевозможные интерактивные игры и квесты, студенты и школьники с большим удовольствием участвуют в викторинах, квизах и других интеллектуальных сражениях, в том числе в тематических олимпиадах. В крае издан сборник финансовых сказок, где тексты и иллюстрации были подготовлены именно детьми. Вся эта работа ведется в круглогодичном режиме.

Впрочем, как и информационная кампания. В ней задействованы не только СМИ и социальные сети. Например, по максимуму используются возможности больших информационных стендов на улицах ставропольских городов и стендов в МФЦ, куда с каждым годом все активнее за услугами обращаются ставропольцы. Таким образом население Ставрополья получает ответы на самые острые в конкретный период времени вопросы.