Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

На звонки от лжесотрудников банка попадаются люди всех возрастов

702
Оценка: 3.3 (Голосов: 1)
В апреле 2020 года полицейскими Ставрополья была задержана группа телефонных мошенников. Причем аферисты действовали из Челябинска. География не помешала им найти схемы по опустошению счетов банковских карт ставропольцев. Злоумышленники успешно промышляли этим на протяжении нескольких месяцев.  Так, в январе в отдел МВД России по городу Кисловодску с заявлением о совершенном в отношении него противоправном деянии обратился 71-летний местный житель. Пенсионеру позвонил якобы представитель одного из финансовых учреждений и сообщил о попытках взлома его банковских счетов. Пожилой мужчина поверил мошеннику, после чего последний получил удаленный доступ к личному кабинету кисловодчанина. И с его счетов похитили 1,3 миллиона рублей. Также установлено, что в тот же день аналогичный звонок поступил жительнице Шпаковского района. Однако женщина не поддалась на уловки злоумышленника, не назвала данные своих счетов и прервала разговор. 
 Полицейские выяснили, что к совершению противоправных деяний причастны жители одной из областей Уральского федерального округа. В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники Управления уголовного розыска краевого Главка совместно с коллегами из Челябинска, Москвы и Кисловодска задержали злоумышленников по месту жительства в Челябинске.  
 Оказалось, что была организована группа, разделенная на два звена. Участники одного из них выполняли роли так называемых «звонарей», вводили в заблуждение граждан о блокировке банковских карт и незаконном списании денежных средств, а в дальнейшем убеждали перечислить определенные суммы на резервный счет, а также продиктовать необходимые для кражи средств данные. Другие же занимались скупкой банковских карт у граждан, куда и поступали средства от афёр. Еще двое злоумышленников обналичивали денежные средства. 
 Ставропольские полицейские провели несколько обысков в местах, где проживали злоумышленники. Были изъяты свыше 70 банковских карт, 18 мобильников, около ста сим-карт, документы, техника, блокноты с записями, копии паспортов граждан, деньги. Органами следствия отделов полиции города Кисловодска и Шпаковского района были возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных п. б ч. 4 ст. 158 (кража) и ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159 (покушение на совершение мошенничества) УК РФ, которые переданы для дальнейшего расследования в Главное следственное управление ГУ МВД России по Ставропольскому краю. Ряду задержанных судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. При этом продолжаются все необходимые процессуальные и следственные действия, направленные установление причастности фигурантов уголовных дел к совершению аналогичных противоправных деяний на территории региона, а также задержанию организатора и других участников.  
 Это далеко не единственный пример, когда ставропольцы теряли накопления из-за действий телефонных и интернет-аферистов, действующих из других регионов. По словам подполковника полиции Карена Данилова, возглавляющего отдел по борьбе с преступлениями в сфере информационно-телекоммуникационных технологий управления уголовного розыска ГУ МВД Ставропольского края, анализ раскрытых телефонных и интернет-мошенничеств показывает: большинство преступлений совершаются теми, кто находится за пределами региона. Так, в этом году в отношении ставропольцев такие преступления совершались из 39 регионов России – наиболее часто из Московской, Волгоградской, Челябинской, Ленинградской и Свердловской областей, также фигурирует Краснодарский край. 
 «По статистике, каждое четвертое преступление общеуголовной направленности – это преступление с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, а каждое пятое – это дистанционная кража или мошенничество, – говорит К. Данилов. – Кого-то обманывают на две тысячи рублей, а кого-то – на миллионы. За 2020 год зарегистрированный ущерб от действий мошенников составил несколько десятков миллионов рублей».  
 Чем мошенники «подлавливают» своих жертв? Как и прежде, чаще всего они представляются сотрудниками службы безопасности банка или псевдородственниками, которые якобы попали в беду. «Еще обманывают возможностью получить компенсации за приобретенные ранее медицинские препараты или БАДы, – рассказывает К. Данилов. – Обычно у преступников есть списки с покупателями препаратов. Их можно приобрести в интернете, они находятся в открытом доступе. Но в общем, мошенники часто играют на чувстве наживы, которое движет жертвами. Люди зачастую добровольно выполняют все требования. В группе риска престарелые граждане, но если говорить про самый распространенный способ – звонки от якобы сотрудников банка – то на него попадаются люди всех возрастов».  
 В полиции подчеркивают, что расследование подобных преступлений требует значительных трудозатрат и большого объем мероприятий на территории других субъектов. В этом плане есть некоторые трудности, но рост статистики раскрываемости показывает, что взаимодействие правоохранителей уже выстроено на должном уровне. 
 Если говорить о примерном портрете таких преступников, то мошенники зачастую являются хорошими психологами. Как правило, это молодые мужчины и женщины. Зачастую они были ранее судимы и продолжают вести антисоциальный образ жизни и не хотят зарабатывать честным трудом. В то же время они часто – специалисты IT-сферы и банковского дела, утверждает полицейский.  
 Как защититься от телефонных и электронных мошенников? Все зависит, по сути, от потенциальной жертвы. На финансовые темы не нужно общаться с незнакомцами. В очередной раз повторим, что представители служб безопасности банка обычно не звонят гражданам, сотрудники финансовых организаций не имеют права интересоваться по телефону персональными данными клиентов, данными их карт или счетов. А тем более – они не могут давать указаний, куда человеку следует переводить свои денежные средства. 

 Ю.Новикова