Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Накопился долг за услуги ЖКХ: что можно предпринять

743
Оценка: 3.56 (Голосов: 3)
Каждый месяц граждане обязаны оплачивать жилищно- коммунальные услуги. Это требование установлено нормами действующего законодательства.. Однако своевременно делают это не все. И понятно, что среди коммунальных должников есть как те, кто намеренно не платит за ЖКУ, так и попавшие в сложные жизненные условия. По экспертным оценкам, заметно сказалась пандемия – даже дисциплинированные плательщики столкнулись с финансовыми трудностями из-за падения доходов, потери работы или кормильцев в семье.

В частности, по данным Ставропольского городского расчетного центра (он обслуживает большую часть жилого фонда в краевой столице), на 1 июля 2021 года общая задолженность в Ставрополе по всем услугам ЖКХ составила 1 032 864 979 рублей. Значительная доля неплатежей здесь приходится на взносы за капитальный ремонт. Кроме того, внушительны долги жителей Ставрополя за теплоснабжение (17% от упомянутой суммы общего долга), холодное водоснабжение и водоотведение (14%) и за содержание жилого помещения (12%).

«В каждом эпизоде нужно разбираться индивидуально. Никто из нас не застрахован от трудностей, но отягощать жизненные сложности еще и проблемами с коммунальными платежами не стоит. Естественно, платить по счетам лучше в срок и в полной мере. Но если по ряду обстоятельств это невозможно – не нужно усугублять свое положение, паниковать и отчаиваться, –говорит координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко. – Важно грамотно и своевременно подойти к разрешению острых вопросов. Даже если сумма задолженности вас пугает, всегда есть варианты, которые могут в той или иной мере облегчить процесс погашения долгов».

Итак, рассмотрим, что можно предпринять человеку, у которого накопилась задолженность по коммунальным платежам.

 

Коммунальный долг и санкции

Прежде всего стоит сказать о существующих санкциях, которые могут применяться к неплательщику. В большинстве случаев оплачивать счета за коммунальные и жилищные услуги положено до 10 числа каждого месяца. Хотя в Ставрополе «Теплосеть» и «Водоканал» для многоквартирных домов, где они являются исполнителями коммунальных услуг, установили датой просрочки 25 число месяца,следующего за отчетным. А по взносам на капитальный ремонт ставропольцы могут рассчитаться в любую дату – но до последнего дня месяца, следующего за расчетным. После этих крайних дат в случае неуплаты наступает просрочка. Если не платить за жилищно-коммунальные услуги больше двух месяцев, образуется долг, начисляются пени и могут последовать другие меры воздействия.

Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги происходит на неуплаченную сумму ежедневно в размере 1/300 от ставки рефинансирования Банка России. На четвертый месяц пени увеличиваются до 1/130 ставки Банка России в день. Размер таких санкций на первый взгляд незначительный, но с учетом постоянно нарастающего «тела» задолженности, чем дольше копится долг, тем ощутимей становится доля пени. На 1 июля 2021 года в Ставрополе размер начисленной и не оплаченной пени достиг 144,5 млн рублей, сообщили в СГРЦ. В месяц в среднем горожанам начисляется около 5,6 млн рублей пени за просрочку платежей.

В некотором плане обратный психологический эффект был получен от мер правительственной поддержки в период пандемии. «Не всеми был правильно понят временный мораторий на начисление штрафов и неустоек. Начислять пени (штрафы) в период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года поставщикам ресурсов было запрещено постановлением Правительства РФ, – поясняет руководитель Ставропольского городского расчетного центра Светлана Фомина. – С начала этого года начисление пени возобновлено, также потребителям были предъявлены к оплате так называемые старые долги по пени. Некоторых это откровенно удивило, потому что временное послабление люди восприняли почти как полное прощение всех долгов».

Неплательщик также может получить претензию или уведомление от управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В документе указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. Там же реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.

Если должник не отреагирует на просьбу, то более радикальная мера – отключение или ограничение коммунальных ресурсов. Управляющая организация или сам поставщик ресурсов может ограничить или приостановить их поставку. В платежных документах СГРЦ, к слову, ежемесячно печатается сообщение, напоминающее задолжавшему потребителю, что услуга может быть отключена. Сейчас в многоквартирном доме можно отключать три вида ресурсов: электричество, горячее водоснабжение и водоотведение. Но на практике сделать это зачастую непросто.

Имейте в виду, что отсутствие реакции при получении уведомления или даже после прекращения предоставления услуг – повод для управляющей организации направить обращение в суд за взысканием задолженности. Результат, как правило, предсказуем – взыскание. подавляющее число таких рассмотрений выигрывают коммунальщики. После чего собственник в принудительном порядке должен выплатить суммы, которые задолжал за услуги ЖКХ. На это ему отводится совсем непродолжительный срок – 10 календарных дней. Обычно их не хватает для уплаты задолженности. Тогда велика вероятность подключения к делу судебных приставов, которые описывают имущество и при необходимости изымают собственность.

Законодательство даже позволяет выселить злостного потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, так как не допускается обращение взыскания на жилое помещение или его части, если для должника и членов его семьи это единственное пригодное для постоянного проживания помещение.

 

По частям или с каникулами

Главный совет для должников в ЖКХ, как и в случае с банковскими долгами, – не пускать ситуацию на самотек. В первую очередь следует обратиться непосредственно в организацию, перед которой у образовался долг, с заявлением о предоставлении информации о его размере и правильности. В Ставрополе сверку начисленных и оплаченных платежей с вами проведет СГРЦ. Если платежи начислены правильно, а долги подтвердились, потребитель может попросить дать ему возможность погасить долг в рассрочку, провести реструктуризацию или предоставить отсрочку. В зависимости от достигнутых договоренностей с исполнителями услуг можно будет выплачивать долги частями в течение определенного срока.

Законодательство не регулирует условия предоставления неплательщику рассрочки или каникул. Это сугубо договоренность двух сторон. Представление рассрочки означает, что долг будет гаситься частями в течение такого количества месяцев, о котором договорились потребитель и организация, предоставляющая коммунальную услугу. Соответственно, в самом платежном документе появляется информация о ней и размер ежемесячного платежа.

«При этом важно помнить, что рассрочка не освобождает должника от погашения текущих счетов, – напоминает С. Фомина. – Впрочем, граждане довольно мало пользуются возможностью облегчить расчет по долгам. Так, в СГРЦ сейчас в учете всего порядка 20 таких заявлений от потребителей жилищно-коммунальных услуг».

Если денег на оплату коммунального долга совсем нет, то необходимо договариваться с управляющей компанией, ТСЖ или ресурсоснабжающей организацией о предоставлении отсрочки или каникул, что означает погашение долга (в один прием или частями) по прошествии какого-то периода времени.

«Необходимо также учесть, что любые достигнутые договоренности по поводу погашения долга обязательно должны быть оформлены в виде письменного соглашения, содержащего условия отсрочки или рассрочки. Оно подписывается потребителем и уполномоченным представителем организации – исполнителя коммунальных услуг», - подчеркивает Н. Герасименко.

 

Нужна помощь

Если у человека совсем нет средств на оплату коммунальных услуг, что-то случилось с постоянным доходом и сложно прогнозировать ближайшее будущее, необходимо как можно быстрее обратиться за субсидией на оплату жилищно-коммунальных услуг. Она не назначается в автоматическом режиме. Субсидия оформляется по заявительному принципу, и ее размер рассчитывается индивидуально: исходя из дохода собственника жилья и членов его семьи с учетом суммы нормативной оплаты за услуги, а также установленной в регионе максимальной доли затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг от общего дохода семьи. Оперативность обращения за субсидией важна, так как для ее получения принципиальное значение играет отсутствие долгов.

Пакет необходимых документов нужно предоставить в органы соцзащиты по месту жительства лично либо по почте, в органы МФЦ или через региональный портал госуслуг. Получателям субсидий необходимо каждые полгода подтверждать уровень доходов.

В 2020 году субсидию на Ставрополье получали 54 тысячи человек. Что касается краевого центра, то сейчас число получателей субсидий по оплате за услуги ЖКХ– чуть больше 12,1 тысячи человек.

Помимо субсидий, также существуют различные льготы на оплату услуг ЖКХ. Их могут получить отдельные категории граждан — ветераны, военные, люди, состоящие на инвалидности, их семьи, малоимущие, дети-сироты, пенсионеры и т.д. Размер компенсаций зависит от конкретного региона и льготной категории. Количество граждан льготных категорий, получающих компенсационныевыплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в Ставрополе – 35,5 тысяч.

Кстати, на Ставрополье есть льготы для ряда граждан, которые предоставляются по решению исполнителей коммунальных услуг. Так, по инициативе губернатора Ставрополья Владимира Владимирова региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами «Эко Сити» принял решение за счет собственных средств установить льготную оплату за услугу «обращение с ТКО» для отдельных категорий граждан. Услуги вывоза мусора обходятся дешевле (а некоторым вообще бесплатно) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, инвалидам первой и второй группы, многодетным семьям и пожилым людям. В Ставрополе, по данным СГРЦ, льготой по услуге «обращение с ТКО» пользуются около 17,7 тысячи жителей. Аналогичные программы поддержки малообеспеченных групп населения внедрили и остальные регоператоры, работающие на Ставрополье.

 

Списание долгов

Законодательство в сфере ЖКХ не предусматривает «списания долгов» по желанию собственника или нанимателя. Задолженность всегда значится в бухгалтерском учете управляющей компании или ресурсоснабжающей организации. Именно исполнители услуг и обращаются в суд с исками о взыскании долгов для обеспечения своей финансово-хозяйственной деятельности.

Но когда пропущен срок исковой давности, составляющей три года, то в судебном порядке можно заявить об этом, суд исследует обстоятельства дела и примет решение о применении срока, либо откажет в иске. Как правило, граждане не обращаются в суд с такого рода исками. Но автоматического списания долгов за период свыше трех лет не существует, о чем часто заблуждаются потребители услуг. Решение о списании задолженности за пределами исковой давности принимает только суд.

Еще один сценарий – банкротство физлица. Гражданин (либо его кредитор) может подать заявление о признании себя банкротом в арбитраж, когда его общая задолженность составляет более 500 тысяч рублей, а доходы не позволяют вовремя и полностью оплачивать долги (либо совершать текущие платежи) в течение трех месяцев с момента, когда они должны быть оплачены.

Однако это серьезная процедура, требующая финансовых и временных затрат. А кроме того, ряд неоднозначных последствий для неплательщика. Потому вступление в банкротство должно быть хорошо обдуманным решением, подчеркивают в Региональном центре финансовой грамотности.

Юлия НОВИКОВА.

 

P.S. Кстати, долги за услуги ЖКХ стали еще одним распространенным поводом для осуществления мошеннических схем. Причем аферисты могут вводить в заблуждение и дисциплинированных плательщиков, предъявляя им несуществующие долги. Так, под предлогом вымышленной задолженности по ЖКХ они могут угрожать отключением света, воды, тепла, газа, а потом предложат погасить часть задолженности наличными или переводом через терминал. В свою очередь на реальных задолжниках мошенники зарабатывают, предлагая под видом коммунальщиков или работников соцслужб, например, оформление неких мер социальной и государственной поддержки.