Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Ставропольцы продолжают терять миллионы рублей

505
Оценка: 3.44 (Голосов: 2)
Как следует из хроники ставропольских правоохранителей, телефонное и интернет-мошенничество стало одним из самых распространенных каналов хищения денег. 


К примеру, только за прошлую неделю жители Ставрополья лишились в общей сложности около 11 миллионов рублей, в большинстве случаев добровольно отправив их звонившим лжесотрудникам банков, псевдоброкерам и другим аферистам.

Не каждый почувствует обман

Люди нередко продолжают попадаться на самые банальные сценарии про «попавшего в беду родственника» или «сомнительные операции по вашей карте», говорит координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко.

«С учетом того, какие масштабы приобретает так называемое кибермошенничество, предпринимается ряд действий в правовой плоскости для того, чтобы осложнить реализацию мошеннических схем. Также на федеральном и на региональном уровнях ведется активная разъяснительная работа с населением. Все это однозначно дает результат, – говорит эксперт. – Но злоумышленники, как правило, пускают в ход приемы социальной инженерии, используя текущий новостной фон и пользуясь общим состоянием тревожности. А этому далеко не каждый может противостоять».

На предупреждения об опасности и возможных рисках чаще всего обращают внимание люди, у которых уже есть собственный печальный опыт или некогда обманутые родственники, друзья, коллеги, объясняют психологи.

«С точки зрения психологии, человеку как раз-таки нормально думать «а вот со мной такого точно не произойдет», когда он слышит или читает о случае обмана. И по моему мнению, бесполезно пытаться рисовать портрет потенциальной жертвы финансовых мошенников. Жизнь показывает, что поверить им может практически любой из нас, даже тот, кто считает себя финансово грамотным. Ведь очень многое зависит от стечения обстоятельств. К примеру, в момент телефонного звонка от злоумышленников находиться в ситуации горя или стресса, когда сложно критически мыслить. Кто-то по своему характеру очень доверчивый или импульсивный и склонный к риску. А тактика большинства сценариев у злоумышленников как раз сводится к эмоциональной манипуляции, к тому, чтобы отключить критическое мышление. Делается это через внезапность, через всплеск эмоций: вы выиграли миллион, вы ничего не делая сможете заработать сотни тысяч рублей, с вашей карты списываются деньги, на вас прямо сейчас оформляют кредит… То есть любое из этих сообщений, сказанное неожиданно нужным тоном и специально подобранными фразами, является эмоционально задевающим», - поясняет ставропольский психолог, директор Института интегративной психологии и психотерапии Наталья Швейнфорт.

Вас спасут резервные счета

Вот буквально несколько историй из свежей хроники ставропольской полиции. Сценарии как раз те, о которых в последнее время звучит много предупреждений и которые со стороны кажутся совсем примитивными. Но как итог – сотни тысяч (а в отдельных случаях и миллионы!) потерянных рублей.

С заявлением о мошенничестве в полицию обратился 29-летний житель Ставрополя. Он рассказал, что позвонивший накануне незнакомец представился специалистом брокерской организации и предложил преумножить сбережения с помощью торгов на бирже. На указанный злоумышленником счет отправилось около 2,6 миллиона рублей. Понятно, что после этого никаких заработков у ставропольчанина не появилось.

Также вмиг лишилась накоплений – более 1,5 миллиона рублей – из-за собственной доверчивости 61-летняя жительница Кисловодска. Таков итог ее разговора с незнакомцем, представившимся по телефону банковским работником. Он сообщил об атаке мошенников на счета пожилой женщины и для сохранности сбережений убедил ее перечислить деньги на некие «резервные» счета. Только выполнив все, что ее просили, кисловодчанка догадалась об обмане и поспешила с заявлением в полицию.

Недавняя история жительницы Ессентуков отличается только тем, что незнакомец во время телефонного разговора сообщил о предпринимаемых попытках оформить на нее кредит. Рецепт спасения был тот же: имеющиеся на банковских счетах финансы нужно срочно разместить на безопасных «резервных» счетах. 58-летняя женщина перевела аферисту 500 тысяч рублей.

Из пояснений пресс-службы Главного управления МВД России по Ставропольскому краю следует, что по всем фактам проводится комплекс мероприятий, направленных на установление личности и местонахождения злоумышленника. Возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество).

Типичные схемы

В свою очередь в Банке России констатируют, что схема с резервными счетами в последнее время стала одной из наиболее типичных. Причем нередко для большей убедительности аферисты уточняют, что эти безопасные счета находятся в Центробанке. Хотя на самом деле таких счетов не существует, а Банк России не работает с физлицами как с клиентами, не ведет их счета и не совершает звонков гражданам.

Аналогично и про оформление кредитов. Реальные сотрудники банков и работники бюро кредитных историй не информируют граждан об изменениях в их кредитной истории по телефону. Потому не верьте сообщениям незнакомцев про мошенников, которые вот-вот повесят на вас свои долги, и про то, что нужно срочно оформить «встречный» кредит или предпринять еще какие-то действия. Такой разговор нужно немедленно прервать.

Также одна из наиболее относительно новых и актуальных сегодня схем – предложение проверить банковские данные на предмет утечки. Злоумышленники убеждают своего собеседника в необходимости проконтролировать, не попали ли данные счета или карты третьим лицам. Для этого человеку присылают по электронной почте или иным способом ссылку на сайт, якобы осуществляющий проверку утечки банковских сведений. Как только жертва введет на этом сайте свои банковские данные, они оказываются у настоящих мошенников.

С учетом текущих новостей многие верят и сообщениям лжесотрудникам банков о дефиците наличных рублей и валюты. В ходе звонка снова предлагается перевести деньги на некий «специальный счет», с которого впоследствии можно беспрепятственно снять средства. Для открытия такого счета злоумышленники запрашивают у гражданина данные – номер карты, включая трехзначный код на ее обороте, а также подтверждающий смс-код от банка.

Как сообщил управляющий Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Георгий Тикунов, Банк России начал публиковать в специальном разделе на своем официальном сайте описания наиболее часто используемых кибермошенниками схем для кражи денег у граждан.

«Открытие нового раздела на сайте Банка России – это часть просветительской работы по финансовой грамотности. Ведь противодействие мошенникам – это одна из ключевых тем финпросвещения. На нашем сайте люди могут своевременно узнать о новых сценариях, которые придумывают злоумышленники, а значит будут готовы противостоять их методам убеждения. Вместе с тем, мы рекомендуем цикл аудиолекций «Финансовая культура», в котором также много информации о противодействии телефонному и кибермошенничеству. Эти аудиолекции находятся в свободном доступе в интернете, их можно скачать или слушать онлайн. Достаточно в поиске вбить «аудиолекции финансовая культура», - говорит Георгий Тикунов.

А что, если…

Если вы поняли, что стали жертвой мошенников, то в первую очередь следует немедленно заблокировать банковскую карту через мобильное приложение или сайт банка. Кроме того, в течение суток после получения сообщения о списании средств нужно написать заявление о несогласии с операцией и обратиться с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.

При этом, подчеркивают в ставропольском отделении Южного ГУ Банка России, следует учитывать, что если человек самостоятельно перевел деньги мошенникам или предоставил им банковские данные, банк не обязан возвращать похищенную сумму.

В Региональном центре финансовой грамотности также в очередной раз напоминают о необходимости быть бдительными при разговоре с незнакомцами. Помните, что любую информацию о подозрительной активности с вашими счетами следует уточнить в финансовом учреждении самостоятельно, позвонив по номеру телефона, указанному на обратной стороне пластиковой карты или на официальном сайте банка.