Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Куда обращаться ставропольцам при нарушении прав

217
Оценка: 3.56 (Голосов: 3)
Потребитель финансовых услуг порой сталкивается с тем, что его права нарушены. Как поступать в такой ситуации и куда обращаться за помощью? Недавнее социологическое исследование**, в ходе которого был проведен опрос ставропольцев, показало: свыше половины респондентов отвечают, что в случае чего будут разбираться в судебном порядке. 

А между тем, неслучайно, знание ответа на вопрос о том, как можно защищать нарушенные права, является одним из индикаторов уровня финансовой грамотности населения. Ведь важно понимать, что суд является далеко не единственным способом найти справедливость. Этот путь требует солидных временных и иногда некоторых материальных затрат. Тогда как действуют полезные ресурсы и контакты, куда можно сообщить о нарушении ваших прав при получении финансовых услуг.

Так, серьезное внимание этому уделяет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. За первый квартал текущего года в Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю 15,3% жалоб на сферу услуг, поступивших от жителей нашего региона, касались именно финансовых вопросов. Как следует из пресс-релиза, среди распространенных поводов к обращению зафиксированы нарушения условий договора и ущемление прав потребителей его условиями, а также навязывание дополнительных услуг в сфере финансовых услуг (страхование жизни и здоровья, комиссий и т.д.). В два раза выросло количество обращений на требования к авиаперевозчику о возврате стоимости билетов. Соответственно, свои претензии и обращения ставропольцы могут направить в письменной форме на адрес Управления Роспотребнадзора по краю (355008, г. Ставрополь, пер. Фадеева,4) или в электронном виде через официальный сайт 26.rospotrebnadzor.ru, где есть раздел по приему сообщений.  

Если наблюдаете несправедливость в действиях банковских работников (не соблюдают сроки, навязывают услуги или отказываются оформлять документы), то можно пожаловаться в Банк России. В первом квартале 2020 года в ЦБ поступило 826 жалоб от потребителей финансовых услуг на Ставрополье. Жаловаться на банки жители региона стали на 5% реже, чем год назад, однако претензии граждан к кредитным организациям по-прежнему составляют наибольшую долю в общем объеме жалоб – 63,3% (523 обращения). Почти каждая шестая жалоба ставропольцев на банки связана с ипотечным кредитованием, а потребительского кредитования в январе-марте касалось 227 обращений. Примерно каждая четвертая жалоба от ставропольцев в первом квартале 2020 года касалась действий страховщиков. А вот жаловаться на микрофинансовые организации (МФО) жители края стали заметно реже. 

Любой гражданин может направить свою жалобу на действия участников финансового рынка, воспользовавшись интернет-приёмной Банка России на сайте cbr.ru, или отправив жалобу на адрес Отделения Ставрополь Южного ГУ Банка России (355035 г. Ставрополь, ул. Ленина 286). При этом по поводу работы банков действенной остается и шумиха в интернет-пространстве. Можно оставить жалобы в соцсетях – пишите в официальные аккаунты банков, а также отмечайте банки в своих постах. 

Нередко возникают вопросы к финансовым организациям в сфере их обращения с персональными данными клиентов. Зачастую нарушения фиксируются, когда банки или МФО используют паспортные данные жителей края для незаконного оформления микрозаймов на других лиц или поручают обработку сведений другому лицу в целях взыскания кредитной задолженности. За выяснением правомерности происходящего необходимо обращаться в Управление Роскомнадзора по СКФО (rsockanc26@rkn.gov.ru или 355040, г. Ставрополь, Тухачевского ул., д. 8). 

** СПРАВОЧНО: Социологические исследования, в рамках которых мониторится уровень финансовой грамотности населения Ставропольского края, на регулярной основе проводят специалисты Северо-Кавказского федерального университета. Так, данные, полученные в конце 2019 года, фокусировалось на ряде целевых индикаторов и показателей программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения Ставропольского края и развитие финансового образования в Ставропольском крае на 2019-2023 годы». Опрос проводился среди разных категорий пользователей финансовых услуг, в том числе с низким и средним уровнем доходов, жителей городов и сельской местности и т.д. Территориально удалось обеспечить охват всех муниципальных районов и городских округов Ставрополья. 

Очевиден заметный прогресс. Как выяснилось, уже почти две трети ставропольцев в той или иной степени все же осведомлены, куда необходимо обращаться в случае нарушения своих прав как потребителей финансовых услуг, тогда как в 2015-м, на старте работы, этот показатель составлял 48%. 

 Ю.Новикова