Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Ставропольскими экспертами выработаны рекомендации потребителям финансовых услуг по безопасному использованию смарт - устройств

22 марта 2019
751

В рамках Всемирного дня защиты прав потребителей, объявленного в 2019 году под девизом «Trusted Smart Products» - Цифровой мир: надежные смарт-стройства», Региональным центром финансовой грамотности совместно с Юридическим институтом СКФУ проведен круглый стол, в котором приняли участие более 30 человек, в том числе специалисты Управления Роспотребнадзора, представители общественных организаций и госучреждений, банков, преподаватели, практикующие юристы, судьи, а также студенты.

Экспертами был обозначен главный тренд роста потребительского рынка - цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом.

В этих условиях особую важность приобретают вопросы обеспечения безопасности использования дистанционных банковских сервисов, принятие необходимых мер по предупреждению нарушений прав потребителей при использовании смарт-устройств.

Экспертами был обозначен  главный тренд роста потребительского рынка - цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом.

В этих условиях особую важность приобретают вопросы обеспечения безопасности использования дистанционных банковских сервисов, принятие необходимых мер по предупреждению нарушений прав потребителей при использовании смарт-устройств.

По итогам круглого стола экспертами были предложены конкретные рекомендации для потребителей финансовых услуг.

- Никакие усилия кредитных организаций по совершенствованию технических мер защиты не могут обеспечить 100% безопасности без соблюдения потребителем простых правил безопасного использования дистанционных банковских сервисов!

- Конфиденциальность. Не сообщать никому, даже сотрудникам банка, свои подтверждающие пароли, ПИН- и CVV-коды от банковских карт (в том числе, когда представившееся сотрудником банка лицо говорит, что это необходимо для отмены якобы совершенной ранее неавторизованной операции). Не подключать к СМС-банкингу чужие телефоны, не совершать по просьбе обратившихся по телефону лиц никаких операций с картой и счетами, не предоставлять им своих персональных данных.

- Использовать встроенные в современные операционные системы механизмы безопасности (парольная защита, дактилоскопическая идентификация и т.п.). Не модифицировать операционную систему телефона (джейлбрек).

- Использовать программные продукты, обеспечивающие антивирусную защиту и получающие регулярные обновления антивирусных баз.

- Использовать только официальные приложения банка из официальных магазинов поставщика программного обеспечения мобильного устройства, при доступе к системе ДБО через сайт кредитной организации – контроль корректности адреса сайта кредитной организации, установления защищенного соединения (наличие префикса https://, действительность сертификата), отказаться от использования небезопасных proxy.

- Осмотрительность. Не переходить по ссылкам на незнакомые ресурсы: мошенники могут заразить компьютер или смартфон вирусом и украсть данные.

- При смене номера мобильного телефона либо его утере, незамедлительно информировать об этом банк, чтобы данные не попали новому владельцу номера либо нашедшему телефон лицу.

- Проверять корректность реквизитов операций в СМС от банка с подтверждающим паролем, на странице подтверждения операции мобильного приложения. Знать номер, с которого отправляет сообщения банк и контролировать его корректность при поступлении каждого СМС.

- Внимательно изучить условия договора при покупке страховки он-лайн;

- Использовать сервис «вопрос-ответ» мобильного приложения;

- В случае сомнений принять решение о визите в офис страховой компании;

- При возникновении конфликтной ситуации дублировать все обращения к страховщику, направляемые через личный кабинет мобильного приложения, в форме бумажного документа.

- Для совершения покупки через Интернет желательно составить договор.

- Перед совершением покупки потребитель должен получить исчерпывающую информацию о товаре (ст. 26.1 закона о защите прав потребителей): буклеты, фото, видео, другие источники.

- Покупатель должен быть осведомлен о фактическом адресе продавца, цене товара, оплате и сроке, в течение которого действует предложение о покупке.

- В случае оплаты товара после доставки наложенным платежом денежные  средства должны перечисляться лицу, у которого заказывали товар.