Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

Полноценное информирование позволит обезопасить потребителей финуслуг от ошибочных решений, считают ставропольские эксперты

16 ноября 2021
177
На Ставрополье продолжается комплекс мероприятий, приуроченных к Всероссийской неделе сбережений. И уже традиционным стало проведение круглых столов с участием регионального экспертного сообщества на наиболее злободневные темы в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. На этот раз удалось обсудить, какие проблемы остаются на ниве информирования и просвещения населения и какие меры позволят полноценно обеспечить финансовый ЗОЖ. Круглый стол был организован на площадке Северо-Кавказского федерального университета по инициативе министерства финансов края.


Открывая заседание, заместитель министра финансов СК Юрий Суслов подчеркнул, что защита прав потребителей является чувствительной в социальном плане проблемой. И что касается финансовых услуг, то зачастую именно владение полной информацией о них и понимание степени существующих рисков помогает потребителю принять взвешенное, а не импульсивное решение и не идти на поводу у маркетологов и рекламы. Но ситуация пока такова, что по некоторым вопросам найти релевантную и достоверную информацию, подготовленную профессионалами, непросто. В ином случае ее изложение является труднодоступным для обывателя и не позволяет ему реально понять, как нужно действовать в тех или иных условиях. Факт, что сложными для восприятия нередко являются и ключевые для сферы защиты прав потребителей документы, подготовкой которых занимаются госструктуры.

Потому неудивительно, что основные проблемы в защите прав потребителей на рынке финансовых услуг на протяжении многих лет остаются неизменными, констатировала замначальника профильного отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю Ольга Стрельникова. Потребители жалуются на агрессивное навязывание банками дополнительных финансовых услуг (чаще всего – страховок), искажение условий договора, ошибочное начисление неустойки. Кроме того, ставропольцев беспокоит неэтичное поведение компаний при урегулировании проблемной задолженности, «аппетиты» микрофинансовых организаций и др.

По мнению доцента кафедры гражданского права и процесса Юридического института СКФУ Марины Бычко, отличным источником проверенной информации мог бы служить Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации», ежегодно выпускаемый Роспотребнадзором. Однако осилить несколько сотен страниц и увидеть там «жизненные кейсы» смогут только профессионалы. И это, возможно, новое поле для работы волонтеров по финансовой грамотности. Подготовка и снабжение потребителей актуальной информацией в доступной и наглядной форме (это могут быть даже комиксы), позволят людям свободнее ориентироваться в мире финансов и выбирать именно те услуги, которые им нужны.

С этим согласился Юрий Ковалев, возглавляющий юридический центр «Триумф» и напомнил об Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей, который готовится Верховным судом РФ. В этом документе еще больше конкретных примеров, причем с акцентами уже на правильном разрешении потребительских споров. Но опять же немногие люди изучают такие обзоры и вообще знают об их существовании. Хотя в обзоре, утвержденном буквально в минувшем октябре, в частности, рассматривается шесть споров, возникающих между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. И есть крайне важные для всех потребителей моменты. К примеру, Пленумом Верховного суда РФ фактически установлена презумпция причинения потребителю морального вреда в случае нарушения его прав, тогда как до этого суды не отличались единообразием в подходе к рассмотрению дел о его компенсации. И подобная информация также заслуживает более широкого распространения среди населения, резюмировал Ю. Ковалев.

Тем не менее, ситуация в сфере информирования потребителей финансовых услуг и обеспечения их защищенности все же постепенно меняется. В частности, появляются цифровые сервисы, которые можно считать помощниками разумного финансового потребления, подчеркнул главный экономист экономического отдела краевого отделения Южного ГУ Банка России Виталий Кошелев. Он рассказал об онлайн-сервисе «Маркетплейс», созданном по инициативе ЦБ и позволяющем гражданам приобретать финансовые продукты от разных организаций на одной платформе в круглосуточном режиме.

«Маркетплейс», с одной стороны, открывает равный доступ пользователям к широкому спектру финансовых услуг 24 часа в сутки, вне зависимости от места нахождения. Плюс потребители могут быть уверены в безопасности сделок, так как все сведения о них попадают в специальный реестр. С другой – сервис формирует предпосылки для развития конкуренции на рынке и оптимизации финансовых сервисов.

Продуктовый ассортимент на начальном этапе включает банковские вклады и кредиты. В перспективе он будет расширен за счет страховых, инвестиционных и других финансовых продуктов. Для работы на платформе пользователю необходимо зарегистрироваться на ней один раз, после чего он может беспрепятственно приобретать финансовые продукты во всех подключенных к ней банках, страховых компаниях и так далее. Например, можно будет собрать в одну «корзину» на финансовой платформе несколько вкладов в разных банках и перевести деньги в один клик.

Также одной из тем разговора в ходе круглого стола стали налоговые вычеты по НДФЛ – причем последние тенденции таковы, что государство взялось за значительное упрощение процедур их получения. Об этом рассказала руководитель Центра онлайн-образования ИДПО Ставропольского государственного аграрного университета Елена Лапина. Со следующего года граждане РФ смогут получить вычеты по НДФЛ через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы, не заполняя налоговые декларации и не собирая документы для подтверждения. Речь идет об имущественных вычетах – по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по целевым кредитам, и об инвестиционных – по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете. Это в числе прочего должно смотивировать граждан на возврат налогов, так как многих процедура сбора огромного количество документов и заполнения декларации 3-НДФЛ отпугивала от возможности воспользоваться правом на получение налогового вычета. Вычеты, в частности, дают возможность облегчить платежи по ипотеке, снизить долг перед банком или же нарастить сумму инвестиций. И об этом также важно информировать население.

Юлия НОВИКОВА.