Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Поиск по сайту
Проект Министерства финансов Ставропольского края
Проект Министерства финансов Ставропольского края

эксперты Group-IB создали проект Scamdemia

23 мая 2022
325
По сообщениям экспертов Group-IB , онлайн- мошенничество  стало основным преступлением в Интернете в 2020-2021 гг — на него приходится 73% всех киберпреступлений. Чуть больше половины из них, 56%, составляет скам — обман с добровольным платежом и раскрытием данных жертвы, а еще 17% — фишинг, то есть кража данных банковских карт.



Учитывая масштаб бедствия, по аналогии с пандемией COVID-19, эксперты назвали происходящее «скамдемия» (от англ. scam/pandemic). Чтобы предупредить пользователей и бизнес, эксперты Group-IB создали проект Scamdemia, где подробно разобрали все популярные интернет-схемы и дали рекомендации, как не стать жертвой.

На сайте проекта регулярно будут появляться описание новых форм мошенничества.

Ключевые рекомендации
для пользователей

Наиболее эффективным способом защиты от преступников является бдительность и повышение цифровой грамотности.

1

Защититесь по-максимуму

Включите двухфакторную аутентификацию для всех аккаунтов, где есть такая возможность. Необходимо регулярно обновлять браузеры до последних версий и устанавливать обновления безопасности. Отключите автоматическое добавление приглашений в Google-календарях. Не переходите по ссылкам и не загружайте вложенные файлы из сообщений электронной почты, отправитель которого вам не знаком или от кого вы не ожидали получить письмо с подобным контекстом.

2

Не верьте "акциям" и "розыгрышам"

Не верьте "фантастическим скидкам", "акциям" и "розыгрышам". При участии в различных розыгрышах, особенно от известных компаний, следует уточнить о существовании такого розыгрыша в официальных источниках. О крупных акциях всегда пишут на официальном сайте компании или на ее страницах в соцсетях.
Обращайте особое внимание на просьбы оплатить различные "комиссии". Зачастую при официальных розыгрышах победителей не просят оплатить доставку, комиссию, конвертацию валют и т.д.

3

Совершайте покупки только на официальных сайтах

Тщательно проверяйте доменное имя ресурса, на котором находитесь, и, если оно отличается от оригинального или просто кажется вам подозрительным, — не стоит ничего покупать или заказывать. В большинстве случаев мошеннический сайт отличается от оригинального домена всего 1-2 символами. Не лишним будет проверить дату регистрации ресурса при помощи сервисов whois.net, pr-cy.ru или cy-pr.com. Мошеннические ресурсы живут недолго - один-два месяца.

4

Будьте осторожны на досках бесплатных объявлений

Большие скидки на технику — один из признаков того, что «лот-приманка» на сайтах бесплатных объявлений создан мошенниками. Пользуясь услугами сервисов по продаже новых и б/у товаров, не уходите в мессенджеры, ведите всю переписку только в чате сервиса.
Не заказывайте товар по предоплате - оплачивайте только тогда, когда получили товар и убедились в его исправности.

5

Не откровенничайте с неизвестными

Если вам позвонили из «банка», «полиции», «службы соцзащиты», «оператора сотовой связи» — вежливо прервите разговор и повесьте трубку. Не разглашайте своих персональных данных или реквизитов банковской карты. Сами перезвоните по официальным номерам или дойдите до офиса компании.

6

Баснословный заработок

"Легкий" заработок в интернете, который сопоставим с заработком топ-менеджера крупной компании - повод насторожиться. Продажа "схем" по баснословному заработку за символическую плату - мошенничество.

7

Запретите перевыпуск сим-карты

В отделении оператора сотовой связи напишите заявление о том, что вы запрещаете перевыпуск вашей сим-карты по доверенности - так вы обезопасите себя от появления сим-карты-клона.

8

Стали жертвой? Что делать?

Если украли деньги — нужно немедленно сообщить об этом в банк, заблокировать карту, сменить пароли в интернет-банкинге, затем пойти написать заявление в полицию и уже с отрывным талоном обратиться в СБ банка.

Вернут ли деньги? Зависит от типа мошенничества. Если вы сами называли мошенникам пароли-логины, коды или перевели деньги — это, к сожалению, вина полностью самого клиента (правда, некоторым клиентам в некоторых ситуациях банки могут пойти навстречу в индивидуальном порядке).

Если вы или ваша компания стали жертвой мошенников, незамедлительно обратитесь в полицию, сообщите об инциденте в техподдержку сервиса, предоставьте им переписку.